Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ДЕТСКИЙ СБОРНИК: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Составители Е.В. Кулешов, И.А. Антипова. М.: ОГИ, 2003. 448 с. (РГГУ. Институт высших гуманитарных исследований. Семинар «Фольклор/ постфольклор: структура, типология, семиотика»). |
Признаюсь, с трудом удалось подавить желание вместо рецензии просто выписать содержание этой книги, подготовленной на основе материалов трёх научных конференций, которые в 1999–2001 годах провела кафедра детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств («Советская детская литература: текст и миф», «Детский текст — текст о детях — текст для детей», «Детская литература и детский фольклор в социокультурном контексте»).
Прежде всего, притягательна своим разнообразием тематика и проблематика издания. Здесь среди сорока с лишним статей есть посвящённые дооктябрьской детской литературе (в частности, блистательное исследование реальной и мифологической биографии неувядаемой Лидии Чарской /Т.Д. Исмагулова/). Доброжелательно, можно сказать, с заинтересованным вниманием рассматривается детская литература советского периода — от евангельского сюжета в гайдаровской «Школе» и этического подтекста «Смерти пионерки» до взрослой адресации детских книг (особо отмечу здесь статью М.Л. Лурье о доныне сохраняющих свою прелесть «Сказках среди бела дня» Виктора Витковича и Григория Ягдфельда). У большинства статей, кроме собственно литературоведческой актуальности, есть и актуальность педагогическая, практическая. Так, аналитическая разработка сюжета побега из дома в советской детской литературе поможет в понимании психологического облика и сегодняшних юных эскапистов, которых, к сожалению, никак не становится меньше.
Особо следует сказать о тех работах, которые прямо связаны с актуальнейшей сегодня проблемой сочинения в школьном преподавании. Да, не испугает никого заглавие «Метадетская металитература»! Автор этой публикации Я.Э. Ахапкина обращается к истории формирования “целой отрасли специальной «учебной» литературы” — сборников образцовых сочинений, существовавших ещё в 1830-е годы и не почивших доныне. Вывод автора печален и требует дальнейших размышлений: “сопоставление современных сборников «золотых сочинений» с аналогичными изданиями XIX в. показывает, что всё новое — это не до конца забытое и весьма упрощённое старое”. Не менее злободневны материал и выводы статьи А.Ю. Веселовой «Историческое прошлое в сочинениях школьников на вольную тему», причём они касаются преподавания в современной школе не только литературы, но и истории…
А психологический анализ обложек советского «Букваря» в сравнении с «Азбукой» Александра Бенуа, проведённый М.В. Осориной, в этом сосредоточенно “детском” и при том по-взрослому научном сборнике, выглядит почти детективом! Перефразируя известное выражение, можно утверждать: авторам этой книги удалось написать о литературе для детей так же, как умеют писать о литературе для взрослых, только интереснее.