Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Яков Хелемский. ПРИСТРАСТНАЯ МУЗА: лирическое литературоведение. Сборник дневниковых записей,эссе. М.: Линор, 2003. 248 с. |
Книга эта открывается «Приглашением», в котором, в частности, говорится: “Случилось так, что редакция еженедельника «Литература» (приложение к газете «Первое сентября») предложила мне регулярно печатать эти размышления”. Да, наш читатель привык регулярно читать эссе, литературоведческие и мемуарные заметки прекрасного поэта Якова Айзиковича Хелемского ещё с тех пор, когда мы были приложением к газете «Первое сентября». Не возьмусь утверждать, что вся книга напечатана у нас, но что большая её часть — несомненно.
Дар Хелемского — с совершенно неожиданной стороны подходить к знакомым текстам, добавлять известным вроде событиям новые свидетельства очевидца — был по достоинству оценён читателями нашей газеты. Его фамилию неизменно называли в анкетах, отвечая на вопрос: “Чьи работы вы хотели бы читать у нас и дальше?” И Яков Хелемский в полном смысле слова баловал читателей, то печатая статью под интригующим названием «Шалости лексики», то призывая их: “Заглянем в словарь”.
Во мне лично Хелемский своими статьями воскрешал известные строчки Пастернака: “Пока я с Байроном курил, // Пока я пил с Эдгаром По”. Да, казалось, что он накоротке и с Батюшковым, и с Жуковским, и с Гнедичем, и с Пушкиным, и с Вяземским, и с Тютчевым, и с Иннокентием Анненским. Не говорю уже о литераторах Серебряного века. Не говорю уже о тех, с кем он был действительно накоротке: приятельствовал, дружил, — от Твардовского, Светлова, Заболоцкого, Луговского, Ваншенкина до менее известных, но не менее талантливых Ивана Тхоржевского, Александра Кочеткова, наконец, до почти никому не известного Иона Лазаревича Дегена, который написал во время Отечественной войны пронзительные строчки: “Ты не плачь, не стони, ты не маленький, // Ты не ранен, ты просто убит. // Дай на память сниму с тебя валенки, // Мне ещё наступать предстоит”. Строчки эти очень известны, а вот кому они принадлежат, долгое время не знали.
Хелемский был накоротке с русской и мировой литературой, потому и сумел написать эту книгу, которую, конечно, желательно иметь на своей полке учителю литературы: она во многом поможет ему заинтересовать учеников в трудном деле разбора стихотворения, во многом прояснит то, что ему (учителю), быть может, не совсем ясно.
Обратите внимание на глагол “был”. К великой нашей скорби, приходится прибегать к нему. Яков Айзикович Хелемский недавно скончался. «Пристрастной музе» выпала таким образом судьба стать последней книгой Мастера.
Вечная ему память!