Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Оксана ПЕТРОВА,
школа № 8,
г. Полевской,
Свердловская обл.
5-й класс
Игра по сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок»
Подготовительный этап
Класс делится на 3 команды. Команды получают домашние задания:
1) придумать название и девиз, эмблему;
2) нарисовать эскиз обложки с этой сказкой;
3) подготовить выразительное чтение по ролям отрывка из сказки.
I. Кто есть кто?
1. В каком году родился П.П. Ершов? (1815 г.)
2. В какой деревне он родился? (Безруковая, рядом с г. Ишимом.)
(Подсказка: из слова беззубый возьмите приставку, из рукавицы — корень, из свинцовый — суффикс, из красивая — окончание.)
3. Сколько лет было Ершову, когда он написал свою сказку? (19 лет.)
4. В каком университете он тогда учился? (В Петербургском.)
5. В каком году сказка была написана и напечатана? (В 1834 г.)
6. Кому принадлежат слова: “…теперь этот род сочинений можно мне оставить”? (Пушкину.)
7. К 1834 году Пушкин уже написал четыре сказки. Какие?
(«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
8. Какие сказки Пушкина вы ещё знаете?
9. Сколько сказок написал П.П. Ершов? (Одну.)
10. После окончания университета Ершов вернулся в свою родную Сибирь и стал работать — кем? (Учителем.)
II. Что бы это значило?
Какую роль в сказке играют эти предметы?
1-я команда: Хлеб, рукавица.
2-я команда: перо птицы, молоко.
3-я команда: гусли, кольцо.
III. Конкурс иллюстраторов
— Конкурс эскизов обложек.
— 4 человека от каждой команды с завязанными глазами рисуют кобылицу.
IV. Конкурс переводчиков (капитанов)
Переведите с языка сказки на русский.
Пенять — упрекать
очи — глаза
неможет — болеет
стрельцы — войско
чернокнижник — колдун
пулю слить — наврать
челядь — слуги
почивальня — спальня
балясы — болтовня, пустые разговоры
лубок — яркая картинка
настигнуть — догнать
суседка — домовой
сыта — вода с мёдом
острог — тюрьма
лик — лицо
V. Конкурс чтецов
Каждая команда демонстрирует домашнее задание: чтение отрывка по ролям.
VI. Конкурс «Дальше... дальше... дальше»
1. Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике.)
2. Какую песню распевал Иван в самом начале сказки? (“Распрекрасные вы очи!..”)
3. Что пообещал отец Ивану за то, что тот пойдёт в караул? (Лубки, горох, бобы.)
4. Какой рост Конька-горбунка? (3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см.)
5. Сколько кораблей спас Иван? (30.)
6. Вспомните эпиграф ко второй части. (Скоро сказка сказывается, // А не скоро дело делается!)
7. Чтоб поймать Жар-птицу, что понадобилось Ивану? (Два корыта, белояровое пшено, заморское вино.)
8. Сколько сказок было в книге слуги? (Пять.)
9. О чём эти сказки? (О бобре; о царе; о боярыне восточной; о князе Бобыле; о Царь-девице.)
10. На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)
11. Назовите родственников Царь-девицы. (Месяц — мать, Солнце — брат.)
12. Сколько лет страдает Чудо-юдо рыба-кит? (10 лет.)
13. Сколько лет царю? (70 лет.)
15. Какие морские жители помогли Ивану найти кольцо? (Два осетра, сом, рак, ёрш, два дельфина, карась.)
16. Вспомните последние слова сказки.
(Сердцу любо! Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало!)
Подведение итогов, вручение призов.