Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №47/2003

Архив

Игра по сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок»

ШКОЛА В ШКОЛЕ«Конёк-Горбунок».  г. Ишим. Скульптор Б.Троегубов. 2002 г.

Оксана ПЕТРОВА,
школа № 8,
г. Полевской,
Свердловская обл.


5-й класс

Игра по сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок»

Подготовительный этап

Класс делится на 3 команды. Команды получают домашние задания:

1) придумать название и девиз, эмблему;
2) нарисовать эскиз обложки с этой сказкой;
3) подготовить выразительное чтение по ролям отрывка из сказки.

I. Кто есть кто?

1. В каком году родился П.П. Ершов? (1815 г.)

2. В какой деревне он родился? (Безруковая, рядом с г. Ишимом.)

(Подсказка: из слова беззубый возьмите приставку, из рукавицы — корень, из свинцовый — суффикс, из красивая — окончание.)

3. Сколько лет было Ершову, когда он написал свою сказку? (19 лет.)

4. В каком университете он тогда учился? (В Петербургском.)

5. В каком году сказка была написана и напечатана? (В 1834 г.)

6. Кому принадлежат слова: “…теперь этот род сочинений можно мне оставить”? (Пушкину.)

7. К 1834 году Пушкин уже написал четыре сказки. Какие?

(«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

8. Какие сказки Пушкина вы ещё знаете?

9. Сколько сказок написал П.П. Ершов? (Одну.)

10. После окончания университета Ершов вернулся в свою родную Сибирь и стал работать — кем? (Учителем.)

II. Что бы это значило?

Какую роль в сказке играют эти предметы?

1-я команда: Хлеб, рукавица.

2-я команда: перо птицы, молоко.

3-я команда: гусли, кольцо.

III. Конкурс иллюстраторов

— Конкурс эскизов обложек.

— 4 человека от каждой команды с завязанными глазами рисуют кобылицу.

IV. Конкурс переводчиков (капитанов)

Переведите с языка сказки на русский.

Пенять — упрекать

очи — глаза

неможет — болеет

стрельцы — войско

чернокнижник — колдун

пулю слить — наврать

челядь — слуги

почивальня — спальня

балясы — болтовня, пустые разговоры

лубок — яркая картинка

настигнуть — догнать

суседка — домовой

сыта — вода с мёдом

острог — тюрьма

лик — лицо

V. Конкурс чтецов

Каждая команда демонстрирует домашнее задание: чтение отрывка по ролям.

VI. Конкурс «Дальше... дальше... дальше»

1. Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике.)

2. Какую песню распевал Иван в самом начале сказки? (“Распрекрасные вы очи!..”)

3. Что пообещал отец Ивану за то, что тот пойдёт в караул? (Лубки, горох, бобы.)

4. Какой рост Конька-горбунка? (3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см.)

5. Сколько кораблей спас Иван? (30.)

6. Вспомните эпиграф ко второй части. (Скоро сказка сказывается, // А не скоро дело делается!)

7. Чтоб поймать Жар-птицу, что понадобилось Ивану? (Два корыта, белояровое пшено, заморское вино.)

8. Сколько сказок было в книге слуги? (Пять.)

9. О чём эти сказки? (О бобре; о царе; о боярыне восточной; о князе Бобыле; о Царь-девице.)

10. На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

11. Назовите родственников Царь-девицы. (Месяц — мать, Солнце — брат.)

12. Сколько лет страдает Чудо-юдо рыба-кит? (10 лет.)

13. Сколько лет царю? (70 лет.)

15. Какие морские жители помогли Ивану найти кольцо? (Два осетра, сом, рак, ёрш, два дельфина, карась.)

16. Вспомните последние слова сказки.

(Сердцу любо! Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало!
)

Подведение итогов, вручение призов.

Рейтинг@Mail.ru