Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Оксана ШКАТОВА
школа № 43,
г. Борисоглебск,
Воронежская область
Заключительный урок-игра для учащихся 5–6-х классов
Исторический путь басни
Провести этот урок учителю помогают пять учащихся.
Урок начинается со звучания басни И.А. Крылова «Квартет» в грамзаписи, после чего учитель задаёт вопрос:
— Вы узнали басню? Кто её автор?
Когда мы слышим слово “басня”, то сразу же вспоминаем Ивана Андреевича Крылова, однако история басни начинается не с него.
1-й ведущий
— Басня — один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.
2-й ведущий
— Басня была так популярна, что с её существованием связаны многие предания. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в VI веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей.
3-й ведущий
— Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Стрекоза и муравей», «Вол и лягушка», «Два горшка» и многие другие.
4-й ведущий
— К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.
Эллада — мать искусств, за это ей хвала.
Из греческих земель и басня к нам пришла.
От басни многие кормились, но едва ли
Они до колоска всю ниву обобрали.
Доныне вымысел — свободная страна,
Не вся захвачена поэтами она.
5-й ведущий
— Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басни в основном писались в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы XVII–XVIII веков.
1-й ведущий
— В эпоху Просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг писал: “Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали”. Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.
2-й ведущий
— Русская литература обратилась к басне в XVIII веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. “Склад басни должен быть шутливым”, — писал Сумароков. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях.
3-й ведущий
— Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.
4-й ведущий
— Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басни — “это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира”. В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.
5-й ведущий
— Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.
Учитель
— Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения, а вы произносите вторую часть его. Итак, начинаем.
— А ларчик (просто открывался).
— Кукушка хвалит Петуха за то, (что хвалит он Кукушку).
— А вы, друзья, как ни садитесь, (всё в музыканты не годитесь).
— Слона-то я и (не приметил).
— Недаром говорится, что (дело мастера боится).
— Ах, Моська! знать она сильна, (что лает на слона).
— У сильного всегда (бессильный виноват).
— А Васька слушает (да ест).
— Как счастье многие находят лишь тем, что (хорошо на задних лапках ходят).
— Худые песни Соловью (в когтях у Кошки).
— Молодцы! Вы хорошо знаете крылатые выражения из басен Крылова. А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали рассказ об истории создания басен, хорошо ли запомнили лучших баснописцев мира. Мои помощники показывают вам название страны, а вы должны назвать имя баснописца, известного на весь мир.
Греция — Эзоп
Рим — Федр
Франция — Лафонтен
Германия — Лессинг
— Запомнили ли вы русских баснописцев? Сейчас ведущие вам покажут инициалы русских баснописцев, а вы должны назвать их полные имена.
А.П.С. — Александр Петрович Сумароков
И.И.Х. — Иван Иванович Хемницер
И.И.Д. — Иван Иванович Дмитриев
И.А.К. — Иван Андреевич Крылов
Конкурс на самого лучшего актёра пантомимы
На отдельных карточках написаны названия басен Крылова. Каждый участник выбирает одну, не видя названия. Теперь с помощью жестов он должен изобразить то, что написано на карточке, а зал должен узнать изображаемую басню.
№ 1. «Волк и Ягнёнок»
№ 2. «Мартышка и очки»
№ 3. «Осёл и Соловей»
№ 4. «Лебедь, Щука и Рак»
№ 5. «Стрекоза и Муравей»
№ 6. «Кошка и Соловей»
Конкурс «Любимая басня»
Класс заранее был разделён на группы, каждая подготовила одну из басен. Это может быть инсценировка, выразительное чтение, пантомима. Каждая группа представляет свою конкурсную работу. Лучшие работы отмечаются призами.
Конкурс «Кто лишний?»
Каждая группа получает несколько рисунков, на которых изображены герои одной из басен, но один из героев на карточке лишний; надо найти, кто лишний (например: щука, кот и слон; свинья, берёза и дуб).
Последний конкурс — мозаика. Каждая команда получает конверт, в котором находится разрезанная на части иллюстрация одной из басен Крылова. Ребята должны собрать из кусочков иллюстрацию и назвать басню.
Заканчивается наш праздник. Хочется, чтобы вы стали истинными любителями литературы и ежедневно открывали новые и новые её страницы.
Счастливого пути в чудесный мир литературы!
А теперь подведём итоги нашего праздника и назовём его победителей — настоящих знатоков басни.