События и встречи
ТРИБУНА
О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году
В соответствии с «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.02.03 №03-51-17ин/13-03) письменный экзамен выпускников ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году будет проводиться в форме сочинения или изложения с творческим заданием. Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются на обязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99).
При подготовке экзаменационных материалов будут учтены замечания и предложения, высказанные в письмах из органов управления образованием 52 субъектов Российской Федерации: количество тем, сформулированных по произведениям, которые изучаются обзорно, будет сокращено, сложные цитатные темы будут заменены более простыми, в каждом комплекте будут предусмотрены темы различного уровня сложности.
«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» будет опубликован в третьей декаде марта 2004 года, «Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» — во второй декаде мая 2004 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации электронной почтой и размещены на сайте Минобразования России в интернете (www.informika.ru).
Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году будут сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом комплекте).
Каждый комплект будет формироваться в соответствии со следующей структурой:
1. Анализ стихотворения поэта ХIХ — ХХ века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы ХIХ — ХХ века (эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).
3. Тема, связанная с творчеством писателя ХIХ века (автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя ХХ века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан ХIХ или ХХ век; произведение русской литературы выбирает учащийся).
Приложение: «Образцы комплектов тем сочинений» на 1 л.
Руководитель
Департамента общего
и дошкольного образования МО РФ
А.В. БАРАННИКОВ
Приложение
Образцы комплектов тем сочинений
Комплект № 1
1. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)1.
1 Некоторые темы, включённые в «Перечень…», выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в «Перечне…» под одним номером.
2. «...Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный черт, подлинный провокатор жизни». (А. Белый).
3. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) Пейзаж в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
5. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века).
Комплект № 2
1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...» (восприятие, истолкование, оценка).
2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
3. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина2.
2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2–3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1–2 произведений. (Их число может быть увеличено по усмотрению выпускника.)
4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».
5. «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир...» (И.С. Никитин). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)
От редакции
Мы просим извинения у тех наших читателей, которые уже знакомы с этим письмом Министерства образования по «Учительской газете», из электронной версии которой мы его перепечатываем. Но в отличие от прошлого года письмо из Министерства нам не было своевременно прислано.
Не хочется верить, что это произошло со сменой работника: Е.А. Зинина, курировавшая прежде литературу, ушла на повышение. С ней у нас в редакции проблем не было: своевременно поставлялась вся информация, необходимая нашим читателям (только подписчиков больше 10000), никогда не отказывалась Елена Андреевна выступить в нашей газете или на Дне учителя литературы в Марафоне педагогических предметов. И это несмотря на то, что мы с Е.А. Зининой имели разные взгляды и на те реформаторские мероприятия, которые проводит министерство, и на тематическое содержание, допустим, Стандартов по литературе.
Мы не можем упрекнуть Е.А. Зинину в том, что она нарушала известный закон о печати и средствах массовой информации. Нет, как предписано этим законом, она поставляла нашим читателям ту информацию, которая не является государственной тайной и в то же время представляет для них (читателей, а большинство из них — региональные учителя) несомненный интерес. За что Е.А. Зининой спасибо от имени этих читателей.
Ситуация, однако, изменилась, с её уходом. И поскольку это так, то от имени наших многочисленных читателей мы спрашиваем Министерство: в чём дело? Означает ли это личную месть кого-то из министерских сотрудников за критику реформ школьного предмета литература? Или речь идёт о недоразумении?
Будем благодарны за разъяснение.