Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №45/2003

Читальный зал

СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ И ЕГО ГЕРОИ / Редактор-составитель Владимир Ерхов. Художник Олег Салимов. Казань: Отечество, 2003. 168 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ И ЕГО ГЕРОИ / Редактор-составитель Владимир Ерхов. Художник Олег Салимов. Казань: Отечество, 2003. 168 с. СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ
И ЕГО ГЕРОИ /
Редактор-составитель
Владимир Ерхов.
Художник Олег Салимов.

Казань: Отечество, 2003.
168 с.

Как видит каждый читатель этой рецензии, в надзаголовке книги «Сергей Довлатов и его герои» стоят слова-девиз: “К 300-летию Санкт-Петербурга”. Вместе с тем известно, что главный герой издания и его основной автор родился в Уфе, а скончался в Нью-Йорке, и хотя прожил в тогдашнем Ленинграде большую часть жизни, всё же — почему такое посвящение?

Книга лишена оглавления, но после непродолжительного перелистывания страниц начинают возникать предположения. Вот здесь печатается рассказ «Шофёрские перчатки», история о том, как то ли самого Довлатова, то ли его постоянного персонажа (известная игра в его прозе) снимают в роли Петра Первого. Точнее, пытаются снять. Впрочем, рассказ этот, из знаменитого цикла «Чемодан», классический и пересказывать его здесь нет нужды, но ироничный Довлатов в петровских ботфортах, пренебрежительно относившийся к любым пафосным мероприятиям, неплохо смотрится на фоне уже прошедшего и уже ставшего забываться юбилея. В конце концов Ленинград, воспетый в произведениях Довлатова, — город строгой и прекрасной архитектуры, ставший пристанищем упорно и со вкусом пьющей трудовой интеллигенции, легко перепивающей пролетариев, очень яркий и отнюдь не мифологический, а самый что ни есть реалистический образ в картине петербургского мифа. С другой стороны, нельзя отказываться и от догадки, что это кто-то из казанских, готовивших эту книгу, уговорил питерских дать что-то на издание, взамен украсив обложку громким лозунгом. Но так или иначе, и это лыко оказалось в строку…

Однако всё же главная привлекательность этого сборника состоит в том, что в нём воплощена, на мой взгляд, достаточно ёмкая модель представления писателя читающему миру, применимая и в школьной практике. Свободное, но продуманно выстроенное сочетание рассказов Довлатова, фрагментов его интервью и воспоминаний о нём (даже если бы в книге не было замечательных фотографий) постепенно создаёт образ художника не только увлекающего тем, что он рассказывает, но и как, с каким мироощущением. Так что неожиданно это отсутствие оглавления, сколько-нибудь систематических сведений о жизни Довлатова, предисловия, послесловия и т.п., кажется даже находкой, литературным воплощением суворовского принципа “заманивай!”. Трудно представить себе читателя, который, познакомившись с творчеством Довлатова и с самим Довлатовым по этой книге, не возжелает более продолжительной встречи с его произведениями.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru