Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №45/2003

Читальный зал

САМИЗДАТ ЛЕНИНГРАДА. 1950-е-1980-е: Литературная энциклопедия / Под общей редакцией Д.Я. Северюхина. Авторы-составители В.Э. Долинин, Б.И. Иванов, Б.В. Останин, Д.Я. Северюхин. Москва: Новое литературное обозрение, 2003. 624 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

САМИЗДАТ ЛЕНИНГРАДА. 1950-е–1980-е: Литературная энциклопедия / Под общей редакцией Д.Я. Северюхина. Авторы-составители В.Э. Долинин, Б.И. Иванов, Б.В. Останин, Д.Я. Северюхин. Москва: Новое литературное обозрение, 2003. 624 с. САМИЗДАТ
ЛЕНИНГРАДА.
1950-е–1980-е:
Литературная
энциклопедия /
Под общей редакцией
Д.Я. Северюхина.

Авторы-составители
В.Э. Долинин,
Б.И. Иванов,
Б.В. Останин,
Д.Я. Северюхин.
Москва: Новое
литературное обозрение,
2003. 624 с.

В нынешнюю эпоху великолепного пира справочных изданий эта энциклопедия выглядит свидетельством нашего стремления дать объективные, основанные на фактах описания всех сфер прошлого, включая и такие экстравагантные, как самиздат.

Впрочем, можно ли назвать как это слово, так и обозначенное им явление (неофициальная, неподцензурная литературная деятельность в условиях коммунистической цензуры), таким уж экстравагантным, если само слово общеизвестно (и авторы энциклопедии даже не видят необходимости говорить о его происхождении), а масштабы явления поистине охватывали всю страну, и первоначальные микроскопические тиражи творений самиздатовцев постепенно, усилиями многочисленных переписчиков, достигали внушительных чисел?! Неудивительна поэтому и территориальная ограниченность энциклопедии: хотя слово “самиздат” выросло из “самсебяиздата” поэта Николая Глазкова, почти всю жизнь не покидавшего Москвы, действительно, именно в Ленинграде самиздат превратился из полуподпольно-кружкового занятия в яркое явление отечественной культуры ХХ века.

Конечно, этой энциклопедией можно пользоваться и как справочником (кроме биографической части — три с половиной сотни персоналий, в неё входят разделы «Издания, группы, акции» и «Хроника событий. 1953–1991»), но можно и попросту, для уяснения дела прочитать её как захватывающий детективно-интеллектуальный роман, начиная с предисловия «Преодоленье немоты» В.Э. Долинина и Д.Я. Северюхина и завершая статьёй Б.И. Иванова «Литературные поколения в ленинградской неофициальной литературе. 1950–1980-е годы». В этом контексте едва ли не каждая из биографий предстанет особой драмой в общем сюжете, где сошлись воедино истории Анны Ахматовой и узницы ГУЛАГа Нины Гаген-Торн (1901–1986), нобелевского лауреата Иосифа Бродского и Анатолия Клещенко (1921–1974), писателя, умершего на Камчатке — “из-за отсутствия медикаментов в местной больнице”…

К энциклопедии приложены фотостраницы «Самиздат в лицах». В отличие от канонической формы, портреты “самиздатчиков” не сопровождают соответствующие стратьи, а собраны вместе. И даже если это было сделано по каким-то техническим причинам, в итоге получилось очень хорошо: эти люди, проводившие многие годы, а то и большую часть жизни в одиночестве, в тени, теперь оказались в кругу себе подобных, их труд всё-таки разорвал небытие, и они, пусть и не въяве, а на страницах исследования, смотрят всем нам в глаза с доверием и надеждой.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru