Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №44/2003

Читальный зал

С.Соловьёв. ВОСПОМИНАНИЯ. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 496 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

С.Соловьёв. ВОСПОМИНАНИЯ. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 496 с С.Соловьёв.
ВОСПОМИНАНИЯ.

М.: Новое литературное
обозрение, 2003. 496 с.

За последние несколько лет появились важнейшие издания символистов — «Дневники, письма и автобиографическая проза» В.Брюсова («Олма-пресс»), «Переписка» Андрея Белого и Александра Блока («Прогресс-Плеяда»), «Встречи» Вл.Пяста (НЛО)… Современный школьник, к счастью, не поймёт, почему в двухтомнике «Блок в воспоминаниях современников» (1980) мемуары Сергея Михайловича Соловьёва (и не только они, конечно) были напечатаны с большими пропусками, почему не выходили книги Д.Мережковского и З.Гиппиус, а том Бальмонта был издан небольшим (по тому времени) тиражом и оказался весьма стерильным по составу. Между тем лакуны советского времени до сих пор ещё закрыты не вполне. Выход «Воспоминаний» Сергея Соловьёва — поэта, филолога, религиозного философа — важное событие в нашей культуре. Внук знаменитого историка, племянник философа Владимира Сергеевича Соловьёва, родственник Блока и друг Андрея Белого, Соловьёв укоренён в среде московской интеллигенции, в своих предках, интерес к которым виден с первых же страниц его мемуаров, в богатой и многоцветной духовной жизни рубежа веков, где он занял своё собственное, неподражательное место.

Характеристики, которые даёт автор своим героям, поражают нетривиальностью; вот о деде, историке: “самобытный русский кремень”, “русский патриот и убеждённый западник”, “твёрдо верующий православный” и “либерал, не любивший Николая I и Филарета”, “консерватор” в “эпоху великих реформ”, “Сергей Михайлович никогда не имел опоры вне себя, вне своей совести и веры”. И далее: “И всё же непонятно, как такой здоровый, трезвый человек, выходец из чисто русского духовного сословия, произвёл на свет такую странную, не похожую на других семью, какой была семья Соловьёвых, полная неврозов, романтизма, мистицизма и бурных страстей”.

Воспоминания кончаются 1903 годом — годом одновременной смерти отца и матери, покончившей с собой сразу после того, как её муж умер. “Просунув голову в гостиную, она спросила: «Кончено?» Последовал утвердительный ответ. «Наверное всё кончено?» — переспросила она. Опять последовал утвердительный ответ. Тогда она скрылась за дверью, и раздался выстрел”. После смерти родителей С.М. Соловьёв (в 1903 году ему исполнилось 18 лет) заканчивает гимназию (знаменитую «Поливановскую», в которой учились Брюсов, а позже — А.Белый), учится на историко-филологическом факультете Московского университета, вместе с Блоком и Белым исповедует учение Владимира Соловьёва, а когда Блок отходит от своего идеала Прекрасной Дамы, расходится с любимым поэтом.

В 1915 году Соловьёв принимает духовный сан, в 1918 году становится кандидатом богословия, после революции — учительствует в Саратовской губернии, позже — преподаёт в Москве. В год смерти Блока пишет свои «Воспоминания о Блоке» (впервые опубликованы в 1925 году). В 1931 году арестован; как сказано в прекрасной вступительной статье А.В. Лаврова, “его наследственно хрупкая и нервная натура не выдержала методов ОГПУ”. Дальше будут психиатрические лечебницы (с редкими прояснениями и короткими отпусками домой, под опеку дочери) и смерть в эвакуации, в Казанской психиатрической больнице 2 марта 1942 года.

Есть фотография 1904 года: Андрей Белый и Сергей Соловьёв сидят за столом, на столе фотографические портреты Владимира Соловьёва и Любови Менделеевой («Прекрасной Дамы»). Всё только начиналось.

Лев СОБОЛЕВ
Рейтинг@Mail.ru