Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Любовь БОРОЗДУНОВА,
пос. Эльдикан,
Республика Саха (Якутия)
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Когда разгуляется...» в 11-м классе
1. Подготовка к восприятию художественного текста
Слово учителя. «Когда разгуляется...» — кульминационное стихотворение последнего поэтического цикла Б.Л. Пастернака. Так же называется и вся книга, отражающая переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нём открыто выражено мироощущение позднего Пастернака.
Чтобы нам легче было войти в художественный мир стихотворения, вызовем в своём воображении картину хмурого, холодного, дождливого дня. Что чувствуем? Что помним из своего личного опыта? Действительно, когда зарядит на несколько дней подряд дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по какому-то странному закону природы, сразу наваливаются все проблемы, и порою хочется выть от безысходности... Кажется, не будет этому состоянию ни конца, ни краю... Но вот где-то среди серых и мрачных туч вдруг появится совсем малюсенький кусочек чистого неба — и всё, этого достаточно: ты готов, как в полусне, как завороженный, словно молитву, повторять и повторять пастернаковское:
Когда на исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава...
Ты чувствуешь, что с твоей душой уже происходит странная метаморфоза. И так каждый раз. Невольно возникает целый рой вопросов. Что за сила заключена в этих стихах, почему они так притягивают? Какие струны нашей души затронул поэт своими предельно простыми и в то же время бездонно глубокими словами? Каким путём поэт вовлекает нас, читателей, в орбиту своих мыслей, чувств, переживаний? Наконец, почему именно это стихотворение — кульминация цикла? Попытаемся ответить на эти вопросы, включив наши первоначальные и пока ещё не осознанные ассоциации в анализ стихотворения.
2. Чтение стихотворения «Когда разгуляется...»
— Текст стихотворения прочтите про себя — это даст возможность каждому из вас вслушаться, вдуматься именно в ваши переживания, вызванные поэтическими строками.
3. Анализ поэтического текста
— О чём это стихотворение, какова его тема?
На первый взгляд, оно о природе, о наступлении ясных солнечных дней после дождливых.
— Но в заключительных строфах появляется образ собора. Случайно ли появление именно этого образа в художественной структуре произведения?
Для того чтобы понять, что появление образа собора подготовлено всем предыдущим текстом, достаточно проанализировать только цветовые ассоциации, возникающие в нашем воображении.
— Но перед тем как приступить непосредственно к работе над текстом, послушаем историко-культурный комментарий к понятию “христианский собор”. (Проверка индивидуального домашнего задания.)
Собор — крупный христианский храм, главная церковь в городе или монастыре, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана. Обычно в соборе проводятся особо важные, торжественные мероприятия, поэтому ему присуще и особо богатое, пышное убранство. Даже неверующий человек, попадая в такой храм, испытывает восторг от того, что его окружает. Именно красота и торжественность христианских богослужений и убранства церквей привлекли в своё время внимание Владимира Крестителя и, помимо всего прочего, склонили его к введению на Руси именно этой религии. Основной цвет в отделке любого собора — золотой: чем больше позолоты, тем богаче, великолепнее “внутренность” собора и тем большее впечатление он производит. Кроме того, главными цветами христианской религии можно считать белый, жемчужный, голубой, зелёный, то есть чистые, светлые тона.
— А теперь посмотрим, как Б.Л. Пастернак подготавливает нас к появлению в заключительных строках стихотворения «Когда разгуляется...» образа собора. Прочитайте первую строку. Какие цветовые ассоциации у вас возникли?
Большое озеро как блюдо...
Казалось бы, конкретно цвет не назван, нет цветовых прилагательных, но есть указание на цвет — озеро. Обычно, когда мы вызываем в своём воображении картинку озера, у нас возникают однозначные цветовые ассоциации: озеро голубого цвета — цвета неба, отражённого в нём.
— Как следующие строки первой строфы подтверждают наши ассоциации?
Уже следующие строки отсылают нас к небу:
За ним скопленье облаков,
Нагромождённых белой грудой
Суровых горных ледников.
— Какая цветовая гамма “спрятана” автором в данных строчках?
Голубой, белый. Кроме этого, ледяной блеск горных вершин, а отсюда недалеко до более эмоционально окрашенного слова “сияние” и тех чувств и впечатлений, которые оно способно разбудить в душе читателя.
Слово учителя. Сделаем выводы. Мы прочитали только первую строфу, а ассоциативный план уже вызвал в нашем сознании ощущение чистоты, торжественности, которое, как своеобразный камертон, настроил нашу душу на нужную тональность. Это ощущение подпитывается и следующими строками:
По мере смены освещения
И лес меняет колорит:
То весь горит...
— Горит... Это традиционная в русской поэзии и в то же время очень живая, ёмкая, богатая метафора. Какие ассоциации она рождает в вашем воображении?
Здесь и вся цветовая палитра огня, и сияние солнца (источника тепла, жизни), и блеск золота (символа богатства и благополучия)...
— Прочтите третью и четвёртую строфы. Как вы считаете, какой образ в них можно назвать центральным, объединяющим все другие?
Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава.Стихает ветер, даль расчистив,
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.
Синева неба, блеск солнца, зелень листьев (помните: синий, золотой, зелёный?) — все эти образы собраны автором в один-единственный — но какой! — живопись. Сколько лёгкости, движения, жизни в этом сравнении!
— Теперь вы самостоятельно сможете сделать следующий шаг в постижении авторского замысла, поскольку именно от данного сравнения автор перебрасывает мостик к образу собора. Как он это делает?
Живопись — в цветном стекле. И мы уже понимаем, что стекло это в церковном ли, соборном ли окне вобрало в себя не только внешние признаки окружающего мира, но и душевное состояние лирического героя, а вместе с ним и наше, читательское. И теперь уже как нечто само собой разумеющееся мы воспринимаем строчки седьмой строфы:
Как будто внутренность собора —
Простор земли...
— Но почему простор земли сравнивается с внутренностью именно собора?
Собор — это дом Бога, место, где человек внутренне очищается, становится лучше, обретает душевный покой, веру в себя.
Слово учителя. Попытаемся почувствовать это состояние лирического героя, постараемся испытать вместе с ним чувство благодарности Богу за то, что живём, что можем страдать и любить, испытывать боль и счастье; за то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но обязательно наступают перемены, даль расчищается, и снова сияет солнце.
Теперь, когда мы с вами психологически настроены на нужную автору волну, заключительным аккордом звучит последняя строфа, звучит как откровение, как молитва:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
Ощущая единство человека и природы, чувствуя себя частицей огромной вселенной, поэт даёт возможность и нам, читателям, испытать те же переживания.
4. Наедине с текстом
— Чтобы ещё раз прикоснуться к художественному миру Б.Л. Пастернака, останьтесь со стихотворением “один на один”, перечитайте его спокойно, молитвенно*.
* Автора могут упрекнуть в том, что на уроке ни разу полностью не звучит текст стихотворения. Действительно, произведение ученики читают про себя, как при знакомстве с текстом, так и на заключительном этапе, — это входит в замысел урока. Убеждена, что стихотворение «Когда разгуляется...» относится к тем поэтическим вещам, которым чтение вслух, пусть даже в исполнении учителя, только повредит. Читать его нужно медленно, вдумчиво, про себя.
Домашнее задание
Письменная творческая работа на тему «Стихотворение Б.Л. Пастернака “Единственные дни”. Восприятие, истолкование, оценка».