Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №43/2003

Я иду на урок

Повесть А.Платонова «Ювенильное море» в 11-м классе

Я ИДУ НА УРОКФотография Бориса Игнатовича «На берегу» (1947).

Галина МЕДВЕДЕВА,
школа № 1,
г. Александров,
Владимирская обл.


Повесть А.Платонова «Ювенильное море» в 11-м классе

Надо любить ту вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть.
А.Платонов

Произведение, которое нам предстоит проанализировать, было написано в 1934 году и не вышло в свет при жизни писателя. Лишь в конце 80-х годов были напечатаны главные произведения А.Платонова. Их появление в эпоху “перестройки” совпало с острым общественным интересом к политической истории страны, к событиям 20–30-х годов.

— Что вы знаете из курса истории об обстановке в стране в 20–30-е годы?

— Какие эпизоды из повести говорят о том, что время, в которое происходят описываемые события, “невыясненное”, неопределённое, сдвинутое?

1. Рассказ Умрищева о невыясненных.

(“В том учреждении, которое заведовало Умрищевым, невыясненных людей скопилось уже целых четыреста единиц, и все они были зачислены в резерв, приведены в боевую готовность и поставлены на приличные оклады. Раза два-три в месяц невыясненные приходили в учреждение, получали жалование и спрашивали: «Ну как я, не выяснен ещё?» — «Нет»”. “...Невыясненные уходили на волю, посещали пивные, пели песни и бушевали свободными, отдохнувшими силами”; “когда-то невыясненные громадным хором пели романс в буднее время и вытирали глаза от слёз и тоски бездеятельности”.)

— Какой приём комического использует автор?

(Сатира на бесчисленное количество учреждений: “секторов, секретариатов, групп ответственных исполнителей”, которые за бумажками не видят человека.)

— Каково психологическое состояние человека в легионе невыясненных?

(“Невыясненный начинал уже серьёзно и, главное, тоскливо осознавать, что он ведь действительно смутный, невыясненный и определённо пагубный человек: что-то в нём есть такое скрытое и вредное, объективно очевидное, а лично неизвестное”; “невыясненный как бы сошёл впоследствии с ума”.)

— Обратимся к последней фразе. Язык произведений Платонова называют “неправильным”. Какие “неправильности” вы заметили и что они открыли вам?

(Время, которое изображается в повести, сложное, страшное, тяжёлое, в котором человек потерялся как самоценность. Во главу угла становился безупречный послужной список, непорочность биографических данных.)

2. “По всей республике громовень, стуковень идёт, разве тут уснёшь!” — сказала Федератовна.

Итак, настоящее любить не за что, здесь умирают люди. Поэтому нам предстоит задуматься над тем, какой должна быть, по мнению героев и автора, та “вселенная, которую надо любить”.

— Как выглядит в повести настоящая вселенная, олицетворением которой является гурт «Родительские дворики»? Почему такое странное название и какие ассоциации оно у вас вызывает?

(“Гурт находился в русле древней речки, высохшей лет тысячу тому назад. Два землебитных жилища составляли убежище гуртовщиков на зимнее время, а для укрытия от летнего ненастья лежали по окрестной степи громадные выдолбленные тыквы”; “ровно и спокойно лежала земля на десятки видимых вёрст, как уснувшая навеки, беззащитная и открытая зимнему холоду и всем безлюдным ветрам; лишь по одному месту та земля имела впалое положение — это был след, прорытый древней и бедной рекой, теперь задутой суховеями, погребённой наносами до последнего ослабевшего источника, умолкшей навсегда”; “...белая пыль эоловых песков неслась в атмосферной высоте — вихрем, которого внизу было не слышно, — и солнечный свет доходил до земной поверхности смутным и утомлённым, как сквозь молоко. Жара и скука лежали на этой степи; даже эти коровы, вышедшие кормиться, стояли в отчаянии среди такого тоскливого действия природы, и неизвестный бред совершался в их уме”.

“После того пастбища — на восток — уже начиналась непрерывная пустыня, где в скучной жаре никого не существует”.

“— Здесь так плохо! Смотрите — земля, как засохшая рана!”.

“Редкий ковыль покрывал здешнюю степь, при этом много росло полыни и прочих непищевых, бедных трав. Из колодца Вермо вытащили на проверку бадью — в ней оказалось небольшое количество мутной воды, а остальное ведро было затоплено отложениями четвертичной земли погребённой почвы”.)

— Какими средствами языка в прочитанных эпизодах создаётся картина смерти?

(Синонимы: “навеки” — “навсегда”; одинаковые словообразовательные модели: “уснувшая”, “умолкшая”; “беззащитная”.)

— Такой мёртвой представлена Родина («Родительские дворики»). Какие ещё эпизоды подтверждают сказанное?

(Анализ встречи Вермо с Умрищевым.)

Какие наблюдения вы сделали, прочитав эпизод?

(Говорящая фамилия героя; устремлённость Умрищева в прошлое: он читает “старинную книгу в заржавленном, железном переплёте” — деталь, проходящая через все эпизоды, связанные с героем; принцип жизни Умрищева: “Не суйся!”; состояние сна, неподвижности в совхозе, где директорствует Умрищев: “Животные давно перестали подавать голоса и задремали до рассвета. В землебитном домике стало душно, скучно, и Николай Вермо уснул на стуле против директора. Собака тоже умолкла к тому времени”.)

— Какое нечеловеческое событие происходит в совхозе Умрищева?

(Смерть молодой девушки Айны.)

— Расскажите, почему Айна покончила с собой? Почему так подробно описывает автор случившееся с Айной?

(Учащиеся замечают, что при знакомстве с Айной автор использует много глаголов. Значит, эта девушка — образец деятельного человека, совершающего дела во имя будущего, для Айны это “сделать социализм”. Люди же, которые в повести представляют власть (Божев, Умрищев), уничтожают подобных людей, которых воспринимают как “батраков”. Следовательно, автор говорит о том, что пришло другое время — время лучшего будущего, “рассвета”, юности мира, где всё будет по-другому.)

— На какие мысли наводят Вермо похороны Айны?

(“Вермо... подумал, что мир надо изменять как можно скорей, потому что и животные уже сходят с ума”.)

— Какие художественные детали в повести говорят о необходимости нового времени?

(“Вермо сидел неподвижно: он видел раннюю бледность мира в окне и слышал начинающееся смятение жизни”; “он уже имел, как миллионы прочих, предчувствие всеобщего будущего”; “За окном землебитного жилища уже начал прозябать день, и небо покрывалось бледностью рассвета”; “тем более что на дворе уже разгорался новый день, а здесь горела лампа”; “Вермо не услышал: он заметил, как дрожали первичные волны рассвета на востоке, и мучил в темноте своего сознания зарождающуюся, еле живую мысль, но связанную с рассветом нового дня”.)

— Кто является сторонниками Вермо? Что вы можете о них сказать?

1. Надежда Босталоева.

 Какие черты руководителя нового времени ей присущи?) (Выборочное чтение (или пересказ): Босталоева в краевом городе.)

(На основе сказанного учащиеся делают вывод, что Босталоева о деле болеет душой, проявляет материнскую заботу о стройматериалах и прессе с динамо-машиной.)

— Какую роль в раскрытии идеи произведения играет эпизод встречи Босталоевой с чертёжницей?

(“Босталоева тотчас же заметила эту человечность, и, склонившись над чертёжной доской, две женщины говорили, как подруги: одна скучала по ребёнку, ожидающему мать до полуночи в запертой комнате, другая хотела динамо-машину...” Данный эпизод показывает перегибы времени в отношении женщины-матери. Уместно вспомнить эпизод о том, когда Босталоевой по приезде в город “дали зеркальце, как члену союза и женщине”.)

2. Старушка Федератовна.

— Заметили ли вы, какую часть речи часто использует Платонов при описании Федератовны? Почему?

(“Я всю республику люблю, я день и ночь хожу и щупаю, где что есть и где чего нету...”

“Она смерти не боялась, ей только было удивительно — куда же денется её активная сила, если придётся умереть, и кто будет болеть тогда старой грудью за совхозное дело”.)

— Расскажите, как действует Федератовна против зажиточных крестьян в Умрищевском совхозе. Почему Федератовна сердится, когда видит изобилие в Умрищевском совхозе? Логично ли то, что делает Федератовна?

(Параллельно можно расспросить учащихся или рассказать о том, что колхозы и совхозы создавались насильно, сытая же жизнь провозглашалась кулацкой — такова была идеология государства.)

— К чему приводит диалог Священного и погонщика? (К убийству.)

— Допустимо ли подобное при создании нового общества? Почему?

— Какую должность предлагают Федератовне? Чем интересен её ответ?

(“Ты пиши, пиши наше партийное, а это моё старое бабье выходит наружу” — так она объясняет свои слёзы расставания с Надеждой и другими.)

— Чем, на ваш взгляд, схожи судьбы Надежды и Федератовны?

(Всё поставлено на карту ради новой жизни. Они прежде всего “члены союза”. Потому и объясняет своё имя Федератовна: “Я Федератовна, Кузьминишной я уже была”.)

3. О чём мечтают Високовский, Вермо?

(“Мельницу построить теперь же. Сила ветра будет качать сейчас воду из колодца, а осенью и зимою, когда дуют самые плотные ветры, сила воздушного течения будет отапливать помещение для скота, где целых полгода зябнут и худеют коровы”.

“Вечером Вермо сказал Босталоевой, как нужно отопить совхоз без топлива: делать брикеты из коровьих лепёшек”.

“Давайте покроем всю степь, всю среднюю Азию озёрами ювенильной воды”.

“Не пришла ли пора отойти от ветхих форм животных и завести вместо них социалистические гиганты, вроде бронтозавров, чтобы получать от них по цистерне молока в один удой”.

“Вермо предложил прожигать землю вольтовой дугой, которая будет плавить кристаллические толщи и входить в них, как нож в тесто”.

“Скажу о будущем мире: в виде выдуманных им звуков ходили по благородной земле гиганты молока и масла — живые существа, но с некоторыми металлическими частями тела, дабы лучше было уберечь их от болезней”.)

— Реально ли задуманное героями с точки зрения физических, химических технологий? Почему задуманное доведено автором до абсурда?

(Учащиеся, которые с интересом изучают химию, физику, размышляют о том, что большая часть задуманного реальна, кроме того, многое существует в действительности.)

— Какими усилиями удалось героям совершить задуманное?

(“...Рабочих было всего шестнадцать человек, и люди так уморивались, что не могли смыть водой свой пот и им не хватало сна для забвения усталости”.

“Вокруг Вермо спали люди на полу, от них пахло отработанной жизнью, их рубашки заживо сотлели на постоянно греющем теле и рты были печально открыты, чтобы освежиться воздухом ночи и продуть насквозь своё туловище, зашлаковавшееся смертельными скоплениями немощи”.

“Вермо понял, насколько мог, столпов революции: их мысль — это большевистский расчёт на максимального героического человека масс, приведённого в героизм историческим бедствием; на человека, который истощённой рукой задушил вооружённую буржуазию в семнадцатом году и теперь творит сооружение социализма в скудной стране, беря первичное вещество для него из своего тела”.)

— Как понимаете последний абзац?

— Почему повесть имеет подзаголовок «Море юности»?

(То, что пытаются совершить герои повести и совершают, лишь начало великих свершений во имя людей. Настораживает одно: нет заботы о духовном развитии людей — ни слова об искусстве, лишь тяжёлый, изнуряющий труд.)

Подведение итогов

Изобразив перегибы эпохи, когда было написано произведение, Платонов хочет показать, что пришло время совершать великие дела во имя счастья людей. Счастье ближнего — это не только заготовки огромного количества мяса, но забота о человеческих чувствах: любовь к детям, любовь мужчины к женщине, забота о ближнем, доброта, отсутствие вражды между людьми.

Герои Платонова — чудаки, зацикленные на одной идее, но это люди деятельные, творческие, заботящиеся о благе Родины.

Домашнее задание

Создать свой проект будущего, отразив своё видение разных сфер будущего общества (возможные жанры работы — сочинение, сценарий, эссе, серия рисунков).

Рейтинг@Mail.ru