Архив
Литературный календарь
17—23 ноября
“Ребель усердно складывает губы и так и этак, чтобы изобразить улыбку Джоконды. Говорят, Леонардо да Винчи работал над ней четыре года. Ребель проработает всю жизнь”. (Дневник Жюля Ренара. Запись 17 ноября 1898 года.)
18 ноября
1943 — Дневник поэта Александра Яшина: “Майор Рыбачек уехал в Новороссийск, и я остался главой в редакции. Написал передовую и корреспонденцию по политдонесениям. Другие заставил сделать сотрудников.
Делали прививки против сыпняка: укол под левую лопатку, недолго довольно сильная щиплющая боль.
10 строк стихотворения - «Дым, дым окрест»”.
19 ноября
1938 — родился прозаик Борис Петрович ЕКИМОВ, автор многих повестей и рассказов о жизни в российской глубинке. Внешне бесхитростные истории о тяготах быта, разнообразных испытаниях человеческого достоинства неизменно освещены у Екимова идеей о непреложности нравственных ценностей для благополучия даже земной судьбы человека.
20 ноября
1858 — родилась Сельма Оттилия Лувиса ЛАГЕРЛЁФ (Lagerlo..f), лауреат Нобелевской премии 1909 года по литературе. Педагог по образованию, создательница обаятельного сорванца Нильса, путешествовавшего с дикими гусями, писала эту книгу как учебник для маленьких, а получился шедевр для детей всех времён и народов.
Скончалась в 1940.
1928 — родился писатель Генрих Вениаминович САПГИР. В советское время был известен как детский поэт, автор сценариев многих мультфильмов, переводчик, а в постсоветское был признан одним из патриархов русского поэтического постмодернизма.
Скончался 7 октября 1999 года.
ДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Одноэтажный дом с высокими
белыми окнами помню как дум
с белыми окнами помню как дым
одноэтажный с высокими белыми
помню как ветер и помню как шум
21 ноября
1908 — 08.11 — в Петербурге родился поэт Николай Николаевич ВОРОБЬЁВ (псевдоним Богаевского). Осиротев в годы Гражданской войны, после скитаний оказался на чужбине. Преподавал русский язык в Калифорнии, переводил стихи американской поэтессы Эмили Дикинсон. Написал “сказ-поэму донской вольности” «Кондратий Булавин», вообще казачья тема у Воробьёва, выходца из этого сословия, была одной из основных. Поэта занимали также мотивы индейского фольклора, немало удач было у него в пейзажной лирике.
Скончался в 1989.
22 ноября
1878 — 10.11 — в немецком Баден-Бадене скончался Пётр Андреевич ВЯЗЕМСКИЙ, классик русской литературы, ярчайшая звезда пушкинской плеяды (хотя он и был старше “солнца нашей поэзии”; род. в 1792). Похоронен в Петербурге.
Наш свет — театр; жизнь — драма; содержатель —
Судьба; у ней в руке всех лиц запас:
Министр, богач, монах, завоеватель
В условный срок выходит напоказ.
Простая чернь, отброшенная знатью,
Мы — зрители, и, дюжинную братью,
В последний ряд отталкивают нас.
Но платим мы издержки их проказ,
И уж зато подчас, без дальних справок,
Когда у них в игре оплошность есть,
Даём себе потеху с задних лавок
За свой алтын освистывать их честь.<1818>
23 ноября
1908 — 10.11 — родился Николай Николаевич НОСОВ. Он из тех классиков детской литературы, которые запоминаются на всю жизнь. Уже автором бессмертного «Незнайки» Носов подготовил несколько книг и для взрослых — «Повесть о моём друге Игоре», тонкое и вместе с тем увлекательнейшее исследование мира ребёнка, воспоминания «Тайна на дне колодца», а также сборник литературных этюдов «Иронические юморески», посвящённый самым разным проблемам, литературным и жизненным. Многое в этой книге, создаваемой “на злобу дня” и с пафосом неприятия, к сожалению, не устарело и доныне, через четверть века после кончины Носова (1976). Но во всяком случае, может, кого-то мудрое слово выдающегося писателя заставит задуматься. Строки из его фельетона «Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах» завершают этот календарь.
“Как видно, у педагогов свой жаргон. Педагогический, так сказать (вернее — антипедагогический). Не особенно страшно, что в этом учительском лексиконе попадаются такие слова, как «хорошисты», и словосочетания вроде «подросткового возраста». Слова эти попросту некрасивые, образованные в несоответствии с законами, с эстетикой языка. Гораздо вреднее слова оскорбительные, принижающие, извращающие сами понятия, которые пытаются обозначать. Это всякие вертящиеся на языке у невзыскательных педагогов первоклашки, задушевки, речёвки, продлёнки, компашки и пр. Уже скверно хотя бы то, что и ребята знают эти слова. Они сами уже готовят речёвки, участвуют в задушевках, обзывают друг друга первоклашками и прочими «клашками». Разве это отрицательно сказывается только на формировании их речи? Нет! И на формировании самого мировоззрения, самой нравственности!”