Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №42/2003

Архив

Музей-квартира А.Н. Толстого в Москве

Литературная карта России

Музей-квартира А.Н. Толстого в Москве

Музей-квартира А.Н. Толстого в Москве

На долю Алексея Николаевича Толстого выпало немало как отрицательных эпитетов, так и похвал. Но объединяющим все высказывания итогом оставалось удивление перед явным талантом “Божией милостью”. “Каких бы глупостей ни наговори, каким бы Хлестаковым ни размахнулся, читаешь всегда с невольным восхищением и даже трепетом, как огромное перворазрядное дарование...”, — писал Георгий Адамович.

По странной иронии судьбы, флигель, входящий в архитектурный ансамбль русской усадьбы, построенный архитектором Шехтелем и предназначенный для проживания в нём прислуги Рябушинских, стал последним прибежищем писателя графа Алексея Толстого. Однако жизнь Толстого именно по этому адресу в доме 2/6 по ул. Спиридоновка кажется была предначертана самой судьбой. Его великий предок П.А. Толстой, сидя в турецкой тюрьме и готовясь к казни, обратился к святому Спиридону, моля о помощи. С тех пор, благополучно избавившись от снесения головы. Пётр Андреевич стал считать св. Спиридона покровителем рода Толстых.

Квартира Алексея Толстого гипнотизирует, подобно самому Толстому — гипнотизёру и волшебнику, умевшему, как и герой его произведения граф Калиостро, оживлять мёртвую материю. Лица на портретах в его кабинете вот-вот, кажется, оживут, приобретут плоть и кровь и закружатся в карнавале жизни. Не зря ведь домашние и гости постоянно слышали из кабинета Толстого его голос, имитирующий голоса своих героев — Петра I, Екатерины I, гетмана Данилы Апостола и др. “Большая наука, — писал он, — завывать, гримасничать, разговаривать с призраками и бегать по кабинету”.

Ещё в 1914 году Фёдор Степун писал: “Читая рассказы этого талантливого беллетриста, начинаешь невольно чувствовать какое-то семейное сходство и кровное родство между его типами и им самим, начинаешь и его мыслить не столько как человека, сколько как персонаж”. По меткому замечанию Корнея Чуковского, Толстой черпал свои образы “из себя”. Всё созданное Толстым, является продолжением его характера, быта и привычек. Большой ценитель женской красоты, он и в произведениях, и в своём доме окружил себя великолепными женскими портретами XVI–XX вв. В творчестве и в жизни носящий две маски — европейца и славянина, пишущий стихи, стилизованные под “русское язычество” и одновременно соблюдающий “дендизм” в одежде и богемный быт, Толстой и квартиру превратил в своеобразную обитель “единства и противоречий”. Восточные настенные тарелки, китайские и японские храмовые курильницы и вазы соседствуют с дворцовой мебелью работы европейских мастеров и прекрасными образцами европейской живописи. Шаловливый деревянный Буратино, удобно расположившийся на диване в гостиной, и царевна-лягушка, обитающая в многоцветной курильнице-дворце, спокойно уживаются с грозным Петром I, своенравной Екатериной I и многочисленными воинами, участвующими в батальных сценах на полотнах, расположенных по всей площади квартиры.

Бунин отмечал, что Алексей Толстой “написал... немало такого, что просто ужасно..., но даже в ужасном оставаясь талантливым”.

Полярность в творчестве. Полярность в жизни. Отсюда и дом, полный единства противоречий. Это возможно? Приходите и убедитесь сами.

И.Г. АНДРЕЕВА,
заведующая музеем

Адрес музея-квартиры: Москва, ул. Спиридоновка, д. 2/6.

Проезд: станции метро «Арбатская», «Баррикадная», «Тверская».

Телефон для справок: (095) 290–09–56.

Рейтинг@Mail.ru