Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
И.З. Серман. МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ: ЖИЗНЬ В ЛИТЕРАТУРЕ: 1836–1841. 2-е изд. М.: РГГУ, 2003. 278 с. |
Новая солидная монография пополнила серию книг западных славистов, издаваемую в Российском государственном гуманитарном университете. Вслед за исследованиями Х.Барана, М.Вайскопфа, Э.Вагеманса и Е.Толстой ею стала работа живущего в Израиле известного петербургского филолога Ильи Сермана о Михаиле Лермонтове.
Переизданная в Москве через несколько лет после первого иерусалимского издания, книга И.З. Сермана — прекрасный образец добротного классического филологического труда, выполненного по образу и подобию лучших исследований советского времени. Опираясь на прекрасное знание эпохи и порождённой ею литературы, маститый славист прежде всего старается определить действительное место великого поэта в истории русской словесности, несколько оттеснённого нынче другими современниками и особенно потомками. Для этого он, подобно Белинскому, начинает с определения исторических предпосылок появления Лермонтова в русской поэзии, существование которого в нашей словесности продолжалось — в реальном историческом времени — совсем недолго: всего пять лет, с 1836 по 1841 год.
Сознательно ограничивая своё исследование именно этими годами “жизни в литературе” крупнейшего русского лирика ХХ века, И.З. Серман ставит своей главной задачей “прочитать стихи и прозу Лермонтова как бы в первый раз”. Поэтому в центре его внимания оказываются прежде всего несколько важнейших произведений Лермонтова, обозначивших основные направления его художественного поиска: «Песня про царя Ивана Васильевича…» (настоящий профессионал, Серман не позволяет себе привычного школярски-“демократического” сокращения), «Бородино», «Дума», «Демон» и, разумеется, «Герой нашего времени».
Чтобы понять их и помочь сделать это читателю, известный учёный прежде всего вводит нас в широчайший контекст эпохи, литературный и философский. На читателя обрушивается целый шквал цитат и ссылок, стихотворений и размышлений современников Лермонтова, позволяющий увидеть исключительность “поэта сверхчеловечества”, как позднее назвал его Мережковский. Но в книге Сермана перед нами — не эффектная метафора, а именно доказательство, причём вполне зримое, гениальности автора «Демона», выявляющейся при объективном и доброжелательном сравнении с Бенедиктовым, Кукольником, Тепляковым, Подолинским… Не говоря о введении в оборот интереснейших фактических сведений, фантастическая эрудиция автора помогает “среднему” читателю действительно понять и даже почувствовать атмосферу лермонтовской эпохи, проходившую под знаком потери Пушкина (произошедшую, по мнению современников, ещё при его жизни) и поиска нового первого поэта России.
Не менее тщательно обследована автором и научная литература о Лермонтове — начиная от яркого, но противоречивейшего Белинского до Тынянова, Эйхенбаума, Лотмана и Герштейн (именно эти четыре имени чаще всего встречаются в указателе имён). Вообще, указатель даёт о книге очень ценную информацию: по нему ясно, что и лермонтовская эпоха охвачена в книге глубоко и всесторонне, и исследователи поэта получают в ней свой ранжир каждый вполне справедливо.
Это особенно важно, если говорить о новой монографии как о ценном подспорье в работе педагога.