Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №42/2003

Я иду на урок

“Неподражаемый, бессмертный Ломоносов...”

Я ИДУ НА УРОКМ.В. Ломоносов. Копия со скульпторы Ф.И. Шубина.

Галина КОЧЕТКОВА,
педагогический колледж,
г. Шахты,
Ростовская обл.


“Неподражаемый, бессмертный Ломоносов...”

Материалы к уроку по творчеству поэта

 

Слово твоё... слово российского племени... пролетит во устах народных за необозримый горизонт столетий.
А.Н. Радищев
Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги.
Н.В. Гоголь

Данный сдвоенный урок занимает серединное положение в системе занятий, посвящённых поэзии Ломоносова.

На первых уроках мы рассматриваем проблемы, связанные с его филологическими трудами, и рассказываем о жанровом разнообразии ломоносовского литературного наследия (хвалебно-торжественные оды, начало поэмы «Пётр Великий», две трагедии, религиозно-философские стихотворения, научно-дидактическое «Письмо о пользе стекла» и стихотворения сатирические).

Отмечаем, что взгляды Ломоносова на литературу (поэзию) изложены в напечатанном анонимно рассуждении «О качествах стихотворца» (1755). Ломоносов считает поэзию наукой (“Стихотворство должно почитаться за самую труднейшую науку между многими другими”). Разъясняя, “какой важности она есть наука”, автор рассуждения требует от “стихотворца-поэта природного дарования”, “силы совоображения”, широкого философского и научного образования, совершенного знания языка, “на котором пишешь”, подражания лучшим авторам “всеобщей литературы”. Однако “при подражании одном оставаться не должно”, надо стремиться к собственному “вымыслу”, то есть к оригинальному творчеству. Рассуждение заканчивается ссылкой на Цицерона, подчёркивающей общественное назначение поэзии: “В безделицах я стихотворца не вижу, в обществе гражданина видеть его хочу, перстом измеряющего людские пороки” (2, 15).

На последующих уроках мы рассматриваем стихотворения «Разговор с Анакреоном» и «Памятник» («Я знак бессмертия себе воздвигнул...»).

Проблемный вопрос к уроку. Почему В.Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”?

Прежде чем обратиться к рассмотрению отдельных произведений Ломоносова, касаемся вопросов об особенностях классицизма как художественного метода, об идеях, которые проповедовала литература классицизма. Отмечаем особенности русского классицизма.

  1. Связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей времени.
  2. Обличительно-сатирическая струя в творчестве писателей.
  3. Интерес к истории своей Родины.
  4. Защита преобразований Петровской эпохи.
  5. Русский классицизм показал человека в его духовной жизни.

Отмечаем, что с творчеством Ломоносова в русскую литературу пришёл классицизм, а с ним и высокий жанр оды.

Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма XVII–XVIII веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме), рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг.

Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане.

У Ломоносова есть “любимые” проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных. По словам Г.П. Макогоненко, содержание од определялось политическими убеждениями Ломоносова. В преобразовательной деятельности Петра поэт находил подтверждение своих идей: он считал, что только просвещённый монарх может в современных ему условиях принести благо стране и народу. Поэтому постоянная тема его од — деятельность Петра, которая, по Ломоносову, должна была служить примером и для царствующей императрицы Елизаветы Петровны.

Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “Но, — как замечает Г.П. Макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».

Начало работы над одой организуем вопросами о читательских впечатлениях. Далее предлагаем учащимся подобрать эпитеты, определяющие общую тональность повествования, его стиль (возвышенная, торжественная...), и объяснить свой выбор. Просим учеников найти строфы, которые с их точки зрения звучат наиболее торжественно, величаво.

Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I?

(Ярчайшая фигура российской истории. “Великий” — пример для подражания. Ломоносов славит Петра за то, что его деятельность способствовала возвышению России и развитию науки, техники, просвещения.)

Особенность «Оды на день восшествия...» в том, что на первый взгляд эта ода — хвалебный гимн царице, но для Ломоносова главное — выразить свои заветные мечты. Какие?

(Распространять просвещение в России, развивать науки, использовать богатства русской земли и так далее.)

Далее останавливаемся на некоторых вопросах и заданиях по тексту оды.

1. Что вы понимаете под словом тишина? Почему “возлюбленная”?

2. Как относится автор к Петру I и Елизавете?

3. Каково отношение к науке у преемников Петра I?

4. Что поэт советует Елизавете?

5. В чём состояла насущная задача страны?

6. Как бы вы определили главную тему оды?

(Восхваление мира как основы развития науки, техники, просвещения; эта тема сочетается с темой величия, богатства, непобедимости Родины.)

7. Попытайтесь определить художественные особенности оды, помня о том, что ода Ломоносова прежде печатания читалась вслух во время праздника:

а) ода строится как ораторское сочинение;

б) излюбленный приём — “вопрошение”, за которым следует ответ;

в) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой;

г) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, метонимии, особенно гиперболы (обязательно приводим примеры);

д) в речи много славянизмов, библеизмов;

е) размер: четырёхстопный ямб (Ломоносов считал, что ямбический размер, идя от безударности к ударению, “возносится вверх”, чем и вызывает впечатление “высокости и великолепия”).

8. Прочитайте слова Н.В. Гоголя о том, что отличительная черта русской поэзии — “стремление как бы унестись куда-то вместе со звуками”, и высказывание Г.Макогоненко: “Ломоносов был первым, у кого это качество проявилось: ни его предшественники (Ф.Прокопович, А.Кантемир), ни его современники (В.Тредиаковский, А.Сумароков), ни один из поэтов нового поколения (Херасков), вплоть до появления Г.Р. Державина не мог соперничать с ним в этом отношении”.

Покажите справедливость этих слов, рассмотрев пространственно-временную организацию произведения. (Время: прошлое — настоящее — будущее; пространство: безграничность — в одно мгновение позволяет нам перенестись от Волги, Днепра, Оби к Амуру, Лене, даже Нилу; с высоты “гор превысоких” — к подземным недрам. Так мог видеть мир только гениальный Ломоносов (ведь это только XVIII век!), уверенный в своём великом предназначении.

Устами движет Бог;
Я с ним начну вещать,
Я тайности свои и небеса отверзу...

Гоголь писал о Ломоносове: “Всю русскую землю озирает он от края до края, с какой светлой вершины, любуясь и не налюбуясь её беспредельностью”.

Далее мы останавливаемся на анализе ряда стихотворений Ломоносова.

«К статуе Петра Великого»

— Какие достоинства Петра отмечает поэт? (Герой этого стихотворения — “просвещённый монах”, идеальный герой; теория просвещённого абсолютизма составляет его содержание).

— Обратим внимание на:

а) синтаксис: причастные, деепричастные обороты, употребление инверсии способствуют созданию интонации величавости, торжественности;

б) приём нарушения лексической сочетаемости слов (“премудрый Герой”) помогает подчеркнуть разносторонность, грандиозность фигуры Петра.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого Северного сияния”

1. Каковы ваши впечатления?

2. Как бы вы определили ведущую тему произведения? (Единство в разнообразии природы.)

3. Что восхищает читателя?

4. Что восхищает автора?

Бог выступает здесь как создатель и организатор мироздания, бесконечно богатого в великих и малых проявлениях, связанных неразрывно друг с другом в общей гармонии, в “стройном чине”. Но преклонение перед величием Творца не порабощает поэта, он охвачен стремлением познать природу. Его восхищает многообразие природы. Более того, коль “просветлённая лампада возжжена”, то это ко многому должно подвигнуть человека.

«Утреннее размышление о Божием величестве»

Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна.
О, коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!

Почти через полтора века в русской литературе отзовётся Ломоносову другой поэт — В.Маяковский, когда напишет своё знаменитое «Послушайте!» (“...Ведь если звёзды зажигают — значит это кому-нибудь нужно...”)

В «Утреннем размышлении...» Ломоносов образно передаёт теорию строения Солнца, предвосхищая те научные представления, которые сложились лишь к концу XIX века, после изобретения спектроскопа.

В «Вечернем размышлении...» с гениальной простотой выражается восхищение человека глубиной мироздания, неизмеримым множеством миров, бесконечностью вселенной. Художественное пространство поражает космизмом масштабов. (И вновь отмечаем ломоносовские отзвуки в русской литературе: М.Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу...».)

1. Найдите в «Размышлениях...» примеры нарушения лексической сочетаемости, трансформации смысла слов.

2. К чему это приводит? (Создаётся более яркая, образная, впечатляющая картина.)

Заметим, что А.П. Сумароков выступал против ломоносовского “великолепия”, “восторга”, напряжённой метафоризации речи, отстаивал логическую простоту стиля, ясность и естественность слов. С упрёками Сумарокова трудно не согласиться, но выскажите несколько аргументов в защиту Ломоносова.

Сложная, глубокая натурфилософская лирика...
и вдруг, казалось бы, безделица, сюрприз, преподнесённый нам поэтом, — «Ночною темнотою покрылись небеса...».

1. Каково было слушать по сравнению с предыдущими?

2. Почему “легко и приятно”? (Смешение стилей.)

3. Почему ночной гость обещает поэту: “Ты будешь век крушиться”?

Подводя итоги, подчёркиваем, что исследователи творчества Ломоносова отмечают: русские поэты (в том числе и сам Пушкин) учились у Ломоносова, вольно или невольно заимствуя его образы, интонации, речения, так или иначе развивались с оглядкой на грандиозный поэтический мир, им созданный.

Отвечая на проблемный вопрос занятия, подчёркиваем: гением Ломоносова была создана новая русская литература. Он определил общественную роль поэзии в жизни страны, открыл перед ней возможности плодотворного развития. Гражданские темы, публицистическая страстность, патриотическая любовь к своему отечеству, выразительный, богатый язык, звучные, сильные ямбы силлабо-тонического стиха — все эти особенности стихов Ломоносова высоко поднимали русскую поэзию над тем, что было сделано до него.

Рейтинг@Mail.ru