Архив
Литературный календарь. 2003 год
9—16 ноября
“Мой почерк истинное наказание для меня. Как тяжко и безобразно ковыляю я пером. И всегда так было — лишь иногда немного иначе, легче ”. (Дневник И.А. Бунина. Запись 9 ноября (27 октября) 1916 года.)
10 ноября
1918 — статья И.А. Бунина «Страшные контрасты» в газете «Одесские новости»: “Можно ли придумать более страшные контрасты: Тургенев и современная русская литература, годовщина тургеневского рождения — и годовщина так называемого большевизма, сделавшего родину Тургенева позором всего человечества! Можно ли говорить о Тургеневе при наличности таких контрастов!
В русской литературе уже давно началось и прочно водворилось нечто подобное тому, что ныне происходит в русской жизни. Литература Пушкина, Толстого, Тургенева за последние десятилетия так низко пала, — до того, что в ней считаются событием даже нарочито хамские, кощунствующие именем Христа и его Двенадцати Сподвижников вирши Блока!..”
11 ноября
1943 — Дневник И.А. Бунина (Грасс): “Четверг. В одиннадцатом часу, в чудесную лунную ночь, началась бомбардировка Восса и продолжалась минут 40. Смотрели с заднего балкона и из окон. Редкое, дивное зрелище. Наш дом весь дрожал”.
12 ноября
1942 — Дневник И.А. Бунина: “Вчера в 12 1/2 роковая весть: немцы занимают наше побережье, Ницца занята вчера днём, Cannes поздно вечером — итальянцами”.
13 ноября
1917 — 31.10 — Дневник И.А. Бунина (Москва): “Проснулся в восемь. Думал, всё кончено (было тихо). Но нет, кухарка говорит, только что был орудийный удар. Теперь слышу щёлканье выстрелов. Телефон для частных лиц выключен. Электричество есть. Купить на еду ничего нельзя”.
14 ноября
1913 — 01.11 — поэт Александр Черемнов — И.А. Бунину: “Помните, я говорил в Клеевке, что вам для биографии необходимо учинить что-нибудь эдакое экстраординарное: вздуть Леонида Андреева или жениться на четырёх египтянках… Шуток кроме, любимый мой, я еду в Египет и далее и зову вас туды… Пожалуйста, не думайте, что я боюсь тащиться один и потому вас зову. Нет, да и вы неудобны в чужих краях: вы деспотичны и будете мешать мне в ухаживаниях за длиннозубыми американками, вы не позволите мне лезть в пирамиду Гизеха и восхищаться ея бедекеровскими примечательностями. Дело всё в том, что (как я уже, кажется, писал когда-то) вы — мудрец, и все молодые поэты должны к вам ходить, как мужички ходили в волостное — «сечься». Кольми паче полезно провести с вами сезон, — можете понять. Кроме того, я вас просто люблю — вот и всё…”
15 ноября
1933 — «Грасский дневник» Галины Кузнецовой: “В десятом часу мы с И.А. вышли в город. В парке Монфлери, в темноте кто-то неинтеллигентным голосом навстречу: «Не знаете ли, где здесь вилла Бельведер?». — «Здесь». — «Я ищу Бунина, который сегодня получил премию Нобеля». — «Это я». Волшебное превращенье. Изменение тона, поклоны, представления. Корреспондент от ниццкой газеты. Но ничего не знает, говорит с грубым акцентом, спрашивает, за что дали премию… не знает даже, что Бунин писатель”.
16 ноября
1928 — «Грасский дневник» Галины Кузнецовой: “Прочла Экклезиаста в первый раз сознательно в прошлом году. Да, гениальная книга. Теперь понимаю, что ничего выше и горче этой мудрости не было. «Время плакать и время смеяться, время обнимать и время уклоняться от объятий, время сеять и время собирать, время строить и время разрушать…» А потом… «отяжелеет кузнечик и осыпется каперс… навсегда покидает человек дом свой…»”.
“В четыре часа первый раз звонил из Парижа И.А. Доехал благополучно, его встретили на вокзале, прямо повезли в ресторан Корнилова. Был завтрак, который стоил 1000 фр., и Корнилов отказался взять деньги, сказав, что это для него честь. Остановился в отеле Мажестик. «У меня целые апартаменты в несколько комнат, очень спокойных, и плату, сказали, будут брать как за самый маленький номер, так как для отеля это реклама, что у них остановился нобелевский лауреат. Сейчас еду в “Новости”, где ждут французские интервьюеры. Позвоню ещё в шесть…». Но не позвонил до половины седьмого…”. (Галина Кузнецова. «Грасский дневник». Запись 16 ноября 1933 года.)