Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №41/2003

Читальный зал

Бирюков С.Е. РОКУ УКОР: Поэтические начала

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Бирюков С.Е. РОКУ УКОР: Поэтические начала. М.: РГГУ, 2003. 510 с. Бирюков С.Е.
РОКУ УКОР:
Поэтические начала.

М.: РГГУ, 2003. 510 с.

Эту книгу написал Сергей Бирюков, известный современному русскому читателю и как поэт-практик, и как исследователь русского авангарда — и прежнего, советского, и современного. Особенный успех принёс ему альтернативный учебник русской поэзии «Зевгма» — одна из первых книг для школы, выпущенных в России фондом Сороса. Чудом просочившийся на московские прилавки (хотя на книге и было напечатано “Бесплатно”), этот том “занимательного литературоведения” до сих пор время от времени где-нибудь да продаётся — в отличие от подавляющего большинства предназначенных для безвозмездной раздачи учебников, давно утративших актуальность.

Книгу Бирюкова заметили не только и не столько школьники, сколько преподаватели, и не школьные, а вузовские. В том учебнике Бирюков начал рассказ о нестандартных поэтических формах — палиндроме, моностихе, фигурной и визуальной поэзии, зауми; в новой книге он продолжает это увлекательное повествование, опираясь не только на традиции прошлых столетий, но и самые новейшие, уже образца ХXI века, сочинения своих собратьев по авангардистскому перу. Читая повествование Бирюкова, начинаешь всерьёз верить, что стихи в форме пирамиды или из одних согласных — не просто литературная шалость, а действительно необходимая составная часть литературного процесса, его экспериментальная составляющая, без которой невозможно понять и оценить того, что находится в центре этого самого процесса. Тем более что среди авторов книги — не только неизвестные широкому читателю экспериментаторы, но Рылеев и Ахматова, Анненский и Брюсов, Державин и Есенин, Пастернак и Сумароков. И ещё — десятки и десятки имён ныне несправедливо забытых (или ещё не ставших известными) оригинальных поэтов.

Обязательно хочется сказать о том, что диковинные стихи сопровождаются в изящном томике работами художника М.Гурова, компетентными вступительными статьями к каждой из девяти глав и сведениями об авторах, совершенно необходимыми в этом случае. Без них неискушённому читателю просто невозможно было бы представить, почему забавные картинки и немудрёные чертежи, на которых — ровно посередине — открывается эта книжка, — это “не то, что вы думали”, а поэзия — правда, особенная, “поэзия для глаза”…

Надо сказать, что «Року укор» — принципиально неакадемическое издание: здесь на первом месте литературные факты, а не их интерпретация. Бирюков исходит прежде всего из необходимости представить читателю десятки авторов и их произведения, далеко не всегда соответствующие расхожим представлениям о хорошем тоне в литературе.

Купить или не купить «Зевгму-2», как сам автор иногда называет свою новую книгу, — для истинного любителя поэзии не вопрос. Но и каждому учителю её вполне можно рекомендовать: ведь, читая книгу, невольно ловишь себя на мысли о том, какой же увлекательной могла бы стать школьная “литература” (а не “лит-ра”), если бы её действительно преподавали по такому учебнику. И насколько шире оказался бы кругозор наших современников, если бы они перестали считать, что в литературе главное — кто кого любит или убивает…

Ю.БОРИСОВ
Рейтинг@Mail.ru