Геннадий КРАСУХИН
ЗА УЧИТЕЛЯ И БЕЗ УЧИТЕЛЯ
Итак, после многомесячной
(многолетней) борьбы на сайте, посвящённом
единому государственному экзамену, появилась
стенограмма-изложение III Всероссийского
совещания, посвящённого итогам эксперимента по
введению ЕГЭ в 2003 году и постановке задач на 2004
год.
Ах, читать бы и радоваться:
В.А. Болотов (первый зам. министра Филиппова: он
отвечает за ЕГЭ): “Отработаны все вопросы, было
очень много проблем, но технология показала свою
устойчивость, cтрана готова к ЕГЭ”.
В.В. Садырин, начальник главного управления
образования и науки Челябинской области:
“Общество готово к введению ЕГЭ”.
В.И. Волчихин, ректор Пензенского
государственного университета: “ЕГЭ довольно
позитивно воспринимается общественностью”.
Х.Х. Сохроков, министр образования и науки
Кабардино-Балкарской Республики: “ЕГЭ был
реализован качественно и успешно”.
Ю.Т. Пименов, ректор Астраханского
государственного технического университета:
“Наша общая оценка ЕГЭ — положительная.
Результатам ЕГЭ можно доверять”.
Л.Э. Глок, начальник управления образования
администрации Томской области: “В целом ЕГЭ в
Томске прошёл на высоком уровне”.
Л.Ф. Ковалёв, министр образования Ростовской
области: “Очевидно, что ЕГЭ нужно вводить”.
В.В. Евстигнеев, ректор Алтайского
государственного технического университета: “В
основном, все поддерживают ЕГЭ” (пунктуация
сайта. — Г.К.)
Г.С. Ковалёва, заведующая Центром оценки
качества образования Института общего среднего
образования РАО: “Мы используем результаты
международных и российских исследований.
Результаты ЕГЭ коррелируют с результатами
независимых исследований”.
В.А. Хлебников, директор Центра тестирования
Минобразования России: “Технологический успех
очевиден”.
А.Г. Шмелёв, профессор МГУ, почему-то говорит о
портале ege.edu.ru. Возможно, потому что он
ответственен за этот портал?
В.Ж. Куклин, зам. директора НИИ высшего
образования: “Специально проведён анализ по
медико-психологическим аспектам ЕГЭ: разницы
между ЕГЭ и обычными экзаменами не установлено”.
А.М. Протасов, зам. декана Московского института
электроники и математики: “Подготовлена единая
программа сбора данных для региональных баз
данных. Единый web-интерфейс”.
Словом, читать бы и радоваться такому
единодушию совещания у министра, если бы кроме
тех, кого я перечислил, выступали бы и те, ради
которых было созвано это совещания — обычные
учителя. Но если они и присутствовали на
совещании, то не выступали. Во всяком случае, я
добросовестно следовал стенограмме. Кроме
перечисленных мною людей, выступал только
министр, и о его выступлении у нас ещё будет
возможность поговорить.
Спросят: а не кажется ли мне, что, допустим,
региональные представители уполномочены своими
учителями выступать от их имени?
Отвечаю: не кажется!
Я неоднократно бывал в Челябинске и в
Челябинской области (в частности, в закрытом
городе Озёрске). Радовался тому глубокому
интересу, которые проявляют к литературе
учащиеся их физико-математических лицеев. Видел
в них образ будущей интеллигенции России. С
удовлетворением прочитал в «Новом мире», что,
судя по материалам учеников Озёрского лицея,
напечатанным в своё время в газете «Литература»,
можно говорить об озёрской педагогической школе.
А школа «Вдохновение», несколько лет
функционировавшая в Челябинской области? В
зимние и летние каникулы приезжали сюда
учащиеся, чтобы совместить полезное с приятным:
свой отдых с лекциями, которые им читали лучшие
учителя по литературе города и области. Мне
приходилось общаться и с этими учениками.
Впечатление — самое отрадное: они блистательно
ориентируются в сложнейших вопросах литературы
и литературоведения, несмотря на то, что в
основном они из математических или физических
лицеев.
И вот читаю в выступлении челябинского
начальника В.В. Садырина на совещании у министра:
“В 2002 году в Челябинской области проводился ЕГЭ
по 2 предметам, в 2003 — по 8 предметам, в 2004 году
планируется ЕГЭ по 11 предметам”. И не читаю, а
знаю, что стараниями таких чиновников, как
Садырин, литература из школы изгоняется. Садырин
попросту и сам не сознаёт, на каком богатстве
сидит. Привыкший одобрять вышестоящих, он готов
им в угоду поступиться общественным мешком с
золотом!
Приходилось мне бывать на всероссийских
олимпиадах по литературе. Наблюдал я, какими
сложнейшими были задаваемые участникам вопросы,
как, однако, немало участников с ними
справлялось.
Чья это заслуга? Чиновников, которые пели ЕГЭ
“Славься!…” на совещании у министра?
Нет, конечно! Это заслуга педагогов и прежде
всего их! Тех, с кем никак не хотят считаться
чиновники от образования.
Особенно отвечающий за ЕГЭ Виктор
Александрович Болотов. Ему хоть кол на голове
теши, а он всё своё: “Обсуждается возможность
совмещения экзаменов по русскому языку и
литературе. До конца октября должно быть принято
решение”. Спрашивается, а кто решать-то будет?
Глупый вопрос, скажут и будут правы: решать будут
не учителя, решать будет министерство, даже
конкретно — первый заместитель министра В.А.
Болотов. Это он себе сроки устанавливает.
Подсчитывает, когда можно будет вконец
уничтожить литературу как школьный предмет,
совместить её с ничего общего с ней не имеющим
русским языком. Иначе говоря: ввести выпускное
изложение или выпускной устный экзамен.
А ведь всё начиналось с воплей чиновников, что
любые оценки сочинения субъективны. И вот —
приехали: оказывается, нет более объективной
проверки знаний, чем устный экзамен!
И в заключение — о выступлении министра, о его
ответе на критику всех нелепиц, которые
выплеснула уже на голову учителей школьная
реформа: “ЕГЭ — это не копирование западного
опыта. Ни в одной стране нет такой системы единых
экзаменов, какую мы строим (с учётом масштабов
страны и особых требований к информационной
безопасности)”.
Что на это ответить? Применительно к литературе
В.М. Филиппов лукавит: ЕГЭ — это копирование
западного опыта! Об этом может рассказать
министру любой словесник, пробовавший
преподавать на Западе. Но дело обстоит ещё хуже.
Применительно к литературе ЕГЭ — это
уничтожение нашего национального,
отечественного опыта, который берёт своё начало
едва ли не с николаевского министра Уварова
(да-да! того самого реакционера!), который,
кажется, первым понял, какое значение для
создания гражданского общества имеет
гуманитаризация образования.
Впрочем, недавно в сетевом «Русском Журнале» я
прочитал в статье Дениса Яцутко: “Автомат
Калашникова — одно из базовых явлений
отечественной культуры. Не уметь с ним
обращаться — всё равно, что не читать Пушкина или
Маяковского”. Яцутко выступает в пользу
принятого Думой постановления о восстановлении
начальной военной подготовки в и без этого сверх
ушей перегруженной школы. Не касаясь сейчас
вопроса о том, насколько необходимо современному
школьнику изучение НВП, хотелось бы обратить
внимание на другое — на не сравнение даже, а
приравнивание владения автоматом Калашникова к
знанию наших литературных классиков. Боюсь, что в
примерно таком же — агрессивно-воинственном
духе мыслят литературные ценности и начальники
от образования.
А вот какое к этому отношение имеют наши
замечательные и несчастные учителя литературы, я
так и не понял. |