Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Ольга ЕВТЕЕВА
10-й класс
Урок-дискуссия по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Возможно ли возрождение человека, совершившего преступление?
Ход урока
I. Раздаются листки с распечаткой выдержек из письма Достоевского Каткову. Замысел Достоевского можно представить в следующем виде (закавыченные слова и фразы из письма):
1) мотивы преступления “студента”, убившего процентщицу, - высокие, как они ему самому представляются; “гуманный долг перед человечеством”;
2) время действия “до окончательной катастрофы” (явка с повинною) - почти месяц;
3) добровольное признание и раскаяние студента суть одно и то же (совпадают во времени);
4) преступник легче лёгкого отказывается от своих прежних идей. “Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения, даже без сопротивления”;
5) искупление мыслится, как сознательный и даже решительный выбор: “Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело”...
- Сравните первоначальный замысел с тем, что получилось в результате. Обращаем внимание на то, что в мотивы (окончательный вариант) резко введена наполеономания, усилен самообман. Признание, раскаянье, искупление чётко разделены: признание - девятый день, раскаянье - полтора года, искупление - за пределами романа (открытый финал). Время действия - два года. С невероятным упорством отстаивает преступник свои убеждения; он, хоть и раскаялся, вряд ли представляет все трудности будущего искупления.
- В чём причина различия замысла и его воплощения?
Обращаем внимание на то, что усложняются условия возрождения человека, подчёркиваются трудности избавления от самообмана.
- На какие вопросы необходимо ответить автору и читателю, чтобы определить условия возрождения человека, совершившего преступление?
В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на важнейшие составляющие проблемы (см. тему дискуссии): разоблачение самообмана важнее, чем наказание, возрождение человека невозможно без мук совести, искупить вину помогают вера и любовь и так далее.
II. Запись проблемных вопросов, составляющих основной стержень проблемы, и выбор тех из ранее полученных знаний, какие возможно применить в дискуссии.
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о необходимости использовать знания о библейских мотивах в произведениях Достоевского, психологических проблемах романа, характеристиках героев, художественных особенностях романа и другие.
III. Распределение ролей в группах-командах, выбор аспекта проблемы.
Работа по памятке (выдаётся заранее)
1. Выберите себе тот аспект проблемы, который хотели бы представить многосторонне.
2. Тщательно подберите факты (текст, художественное воплощение идей и тому подобное), работающие на вашу концепцию.
3. Осознайте слабое место своих доказательств и приготовьтесь к вопросам оппонентов.
4. Приготовьте вопросы по другим аспектам проблемы.
5. Приготовьтесь к выступлению перед товарищами, помня о недопустимости агрессивного тона аргументов, перехода на личности, демагогии, отступлений от темы.
Обсуждение в группах выбранного аспекта общей проблемы
IV. Выполнение коллективной задачи.
Ведущие дискуссию должны помнить о необходимости выслушать всех, не нарушая главного условия: нельзя отступать от темы, необходимо помнить о времени и подводить промежуточные итоги дискуссии.
Во время дискуссии обращаем внимание на следующие моменты: мысль Достоевского о всеобщности самообмана, который может привести к самоубийству мира, о преступлении вместо подвига, о причинах соединения двух христианских мотивов - воскресения и апокалипсиса; о проблеме совести как внутреннего Божьего суда. Обращаем внимание на средства разоблачения самообмана с помощью самоанализа, анализа поступков и мыслей других героев; внесюжетные элементы, сны, письма и другие; роль эпилога.
В конечном итоге необходимо выйти на следующую концепцию или её вариант: путь от преступления к возрождению возможен при обязательном избавлении от самообмана, при раскаянии, искуплении, а всё это - при условии наличия совести, веры, любви.
V. Подведение итогов дискуссии.
После согласия большинства участников дискуссии с главными выводами предыдущего этапа обращаемся к критикам как к арбитрам. (Раздаются листочки с текстом высказывания критиков; см.: Приложение.)
- Чьё высказывание близко вашей позиции?
- Чьи слова - повод для новой дискуссии?
VI. Рефлексия.
Обсуждение: что удалось в дискуссии, а что нет; самооценка и связанная с ней самокоррекция. Выставление оценки на листочке рефлексии.
Домашнее задание. Каково звучание обсуждаемых проблем в романах Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы»?
Приложение к дискуссии по Достоевскому
Ф.М. Достоевский: “Моя мысль, что мир надо переделать, но что первый шаг в том, чтоб начать непременно с себя”.
Б.Паскаль: “С какой лёгкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит доброе дело”.
Ларошфуко: “Лицемерие - дань, которую порок платит добродетели”.
Ю.Карякин: “Он только себя, себя спасти хочет, свою ношу сбросить. Не понимает, что нельзя себя спасти без сострадания к людям, без того, чтобы их ношу взять на себя”.
А.В. Чичерин: “Мысль эта, доведённая до конца (в романах Достоевского), - все за всех виноваты, я виноват за всё дурное, что только есть в мире”.
Свидригайлов - Раскольникову: “Всяк о себе сам помышляет и всех веселей тот и живёт, кто всех лучше себя сумеет надуть”.
Д.И. Писарев: “Корень преступления Раскольникова «не в голове, а в кармане»”.
Ф.М. Достоевский: “Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, - невозможно. Закон личности на Земле связывает. Я препятствует. Между тем высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно, беззаветно. Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе Земля была бы бессмысленна”.