Я иду на урок
Я ИДУ НА УРОК
Елена ВЕЧЕРИНИНА,
школа № 1744,
Москва
Урок по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Предыдущие два урока были посвящены творчеству Н.А. Некрасова. Вспомним, какова его основная тема, какие произведения поэта знакомы ученикам. (Тяжёлая жизнь русского народа: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Крестьянские дети», «Железная дорога» и так далее.)
Поэма «Мороз, Красный нос» посвящена этой же теме, только она сужена, конкретизирована. (Тяжёлая жизнь русской женщины.) Это гимн во славу русской женщины. Вспомним восторженные слова поэта о ней. (Наизусть «Есть женщины в русских селеньях...».)
Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? (Трудолюбие, долготерпение, умение любить, искреннее веселье, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.)
Не случайно для своей музы Н.Некрасов избирает облик русской крестьянки. (Наизусть «Вчерашний день, часу в шестом...».)
В другом стихотворении Некрасова есть такие строки:
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...
Тема женщины — одна из главных тем творчества Н.А. Некрасова.
Сейчас мы приступаем к изучению поэмы, которая так и называется — «Русские женщины». Если бы мы не имели представления о её содержании, то могли бы подумать, что это своеобразное продолжение поэмы «Мороз, Красный нос». Однако, открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”.
Обратите внимание: русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”. Что же это за качества? На этот вопрос мы и должны ответить, изучив поэму.
Вспомним вместе с учениками, что им известно о восстании декабристов и об их жёнах.
В свою поэму Некрасов включает шутку Ростопчина:
В Европе сапожник, чтоб барином стать,
Бунтует, — известное дело!
У нас революцию сделала знать:
В сапожники, что ль, захотела?
Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.
Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”
Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.
Свой путь начинают они от порога родного дома.
“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?
Увы! Надежды нет.
Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.
Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:
Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись — я дочь твоя!..
На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, — я слёз не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!
Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.
Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?
Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)
Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Прочитать вслух, отметить цитаты.)
Доводы губернатора
1. Отъезд убил отца.
2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.
3. Соблазны столичной жизни.
Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)
В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.
4. Уязвлённая гордость.
5. Отречение от прав.
6. Дорога вместе с каторжниками.
Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.
Правда, губернатор не использует против Трубецкой ещё один довод, чтобы убедить её отказаться от своего решения. Женщинам было запрещено брать с собой детей (у Трубецкой их не было), и Волконская, уезжая, оставила малолетнего сына. Конечно, вечная разлука с детьми куда более страшна, чем угроза “нищей стать и женщиной простой”. Но, выбирая между мужем и сыном, Волконская скажет:
Да, ежели выбор решить я должна
Меж мужем и сыном — не боле,
Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!
Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда. Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. Пример тому — Александрина Муравьёва. Некрасов хотел её сделать главной героиней поэмы, но успел написать всего две главы. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему. М.Н. Волконская, очень мало знавшая мужа до ссылки, говорит о том, что “лучшая сердца любовь” пришла к ней именно тогда, когда он был уже в тюрьме. Вот что пишет М.Н. Волконская в своих воспоминаниях: “Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё”.
Можно ли победить таких женщин? Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.
Я делал всё, что мог...
...................................
Не испугались вы!
Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.
Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.
Первая глава написана в форме диалога, а вторая имеет подзаголовок «Бабушкины записки». Совсем по-другому проводила Волконскую в далёкий путь её семья. Но даже проклятие отца не остановило княгиню. Почему? В её ответе мы найдём уже знакомое нам слово:
Старик говорил: — Ты подумай о нас,
Мы люди тебе не чужие:
И мать, и отца, и дитя, наконец, —
Ты всех безрассудно бросаешь,
За что же? — “Я долг исполняю, отец!”
М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года. Любимица семьи, блиставшая в свете. Получила воспитание, характерное для того времени, которое никак не готовило женщину к трудностям жизни. В неё был влюблён сам А.С. Пушкин. Что же заставляет её всё бросить и ехать за мужем? Что же роднит этих княгинь с русскими крестьянками? (Три горькие доли имела судьба...)
Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!
Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?
Их подвиг и сейчас не оставляет равнодушными и привлекает внимание поэтов. (Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».)
Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь.И какие бы взгляды мы
Ни старались выплёскивать,
Генерал Милорадович
Не узнает Каховского.Хоть по мелочи биты мы
Чаще самого частого,
Но не будут выпытывать
Имена соучастников.Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, степями
Настоящие женщины
Не поедут за нами.