Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №37/2003

Я иду на урок

Урок по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Я ИДУ НА УРОК

Елена ВЕЧЕРИНИНА,
школа № 1744,
Москва


Урок по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Предыдущие два урока были посвящены творчеству Н.А. Некрасова. Вспомним, какова его основная тема, какие произведения поэта знакомы ученикам. (Тяжёлая жизнь русского народа: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Крестьянские дети», «Железная дорога» и так далее.)

Поэма «Мороз, Красный нос» посвящена этой же теме, только она сужена, конкретизирована. (Тяжёлая жизнь русской женщины.) Это гимн во славу русской женщины. Вспомним восторженные слова поэта о ней. (Наизусть «Есть женщины в русских селеньях...».)

Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? (Трудолюбие, долготерпение, умение любить, искреннее веселье, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.)

Не случайно для своей музы Н.Некрасов избирает облик русской крестьянки. (Наизусть «Вчерашний день, часу в шестом...».)

В другом стихотворении Некрасова есть такие строки:

Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...

Тема женщины — одна из главных тем творчества Н.А. Некрасова.

Сейчас мы приступаем к изучению поэмы, которая так и называется — «Русские женщины». Если бы мы не имели представления о её содержании, то могли бы подумать, что это своеобразное продолжение поэмы «Мороз, Красный нос». Однако, открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”.

Обратите внимание: русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”. Что же это за качества? На этот вопрос мы и должны ответить, изучив поэму.

Вспомним вместе с учениками, что им известно о восстании декабристов и об их жёнах.

В свою поэму Некрасов включает шутку Ростопчина:

В Европе сапожник, чтоб барином стать,
Бунтует, — известное дело!
У нас революцию сделала знать:
В сапожники, что ль, захотела?

Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”

Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.

Свой путь начинают они от порога родного дома.

“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?

Увы! Надежды нет.

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
         Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
         Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей
        Исполнить до конца
Мой долг, — я слёз не принесу
        В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
        Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.

Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?

Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Прочитать вслух, отметить цитаты.)

Доводы губернатора

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)

В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.

Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.

Правда, губернатор не использует против Трубецкой ещё один довод, чтобы убедить её отказаться от своего решения. Женщинам было запрещено брать с собой детей (у Трубецкой их не было), и Волконская, уезжая, оставила малолетнего сына. Конечно, вечная разлука с детьми куда более страшна, чем угроза “нищей стать и женщиной простой”. Но, выбирая между мужем и сыном, Волконская скажет:

Да, ежели выбор решить я должна
Меж мужем и сыном — не боле,
Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!

Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда. Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. Пример тому — Александрина Муравьёва. Некрасов хотел её сделать главной героиней поэмы, но успел написать всего две главы. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:

О, если б он меня забыл
        Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
        Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
        Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
        Ему простила б я!..

Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему. М.Н. Волконская, очень мало знавшая мужа до ссылки, говорит о том, что “лучшая сердца любовь” пришла к ней именно тогда, когда он был уже в тюрьме. Вот что пишет М.Н. Волконская в своих воспоминаниях: “Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё”.

Можно ли победить таких женщин? Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.

Я делал всё, что мог...
...................................
Не испугались вы!

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

Первая глава написана в форме диалога, а вторая имеет подзаголовок «Бабушкины записки». Совсем по-другому проводила Волконскую в далёкий путь её семья. Но даже проклятие отца не остановило княгиню. Почему? В её ответе мы найдём уже знакомое нам слово:

Старик говорил: — Ты подумай о нас,
Мы люди тебе не чужие:
И мать, и отца, и дитя, наконец, —
Ты всех безрассудно бросаешь,
За что же? — “Я долг исполняю, отец!”

М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года. Любимица семьи, блиставшая в свете. Получила воспитание, характерное для того времени, которое никак не готовило женщину к трудностям жизни. В неё был влюблён сам А.С. Пушкин. Что же заставляет её всё бросить и ехать за мужем? Что же роднит этих княгинь с русскими крестьянками? (Три горькие доли имела судьба...)

Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)

Пускай горька моя судьба —
       Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

Их подвиг и сейчас не оставляет равнодушными и привлекает внимание поэтов. (Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».)

Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь.

И какие бы взгляды мы
Ни старались выплёскивать,
Генерал Милорадович
Не узнает Каховского.

Хоть по мелочи биты мы
Чаще самого частого,
Но не будут выпытывать
Имена соучастников.

Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, степями
Настоящие женщины
Не поедут за нами.

Рейтинг@Mail.ru