Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №36/2003

Читальный зал

Фёдоров В.И. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: XVIII век: Учебник для вузов / Под редакцией проф., д-ра филол. наук В.И. Коровина. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 386 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Фёдоров В.И. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: XVIII век: Учебник для вузов / Под редакцией проф., д-ра филол. наук В.И. Коровина. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 386 с. Фёдоров В.И.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
XVIII век:
Учебник для вузов /
Под редакцией проф.,
д-ра филол. наук
В.И. Коровина.

М.: Гуманитарный
издательский центр
ВЛАДОС, 2003. 386 с.

Купив учебник В.И Фёдорова, я нисколько об этом не пожалела. В конце концов, я не так хорошо осведомлена о русской литературе XVIII века. Разумеется, знаю и со школьниками часто разбирала драматургию Фонвизина, или «Фелицу» Державина, или радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву». Не говорю уже о баснях Крылова. Но ведь всё это не на пустом месте выросло. Всё имеет свою корневую основу.

Ради выяснения её я приобрела книгу одного из старейших и авторитетнейших исследователей литературы XVIII века. Советую это сделать и другим учителям-словесникам. Ведь, подумать только, учебник начинает знакомить нас с литературой столетия с русского барокко (Гавриил Бужинский, Стефан Яворский — вам говорят что-нибудь эти имена?), с фарсовых пьес, со школьной драмы, с поэзии Дмитрия Ростовского, с беллетристикой типа «Гистории о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», с теоретическими постулатами Феофана Прокоповича! Тщательно и весьма увлекательно разобрав эти явления Петровского времени, автор переходит наконец к тому, что было наиболее характерно для литературы XVIII века — к классицизму.

И здесь нас ждут столь же интересные разборы творчества писателей более известных, таких как Антиох Кантемир, Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков. Разумеется, их тексты трудны для чтения нынешнему читателю, особенно нынешнему школьнику. Однако убеждена, что, опираясь на учебник В.И. Фёдорова, учитель сможет изъяснить ученикам любые сложные тексты.

Не стану заниматься перечислением, скажу только, что и пришедший на смену классицизму сентиментализм, и ранние романтические веяния в русской литературе удостоены в книге самого серьёзного внимания.

Знаю, что часы на изучение литературы в школе сейчас постоянно урезаются, что литература благодаря нынешним чиновникам от образования рискует опуститься до факультативного школьного предмета, что, наконец, теперешние разработчики стандартов словно в упор не видят духовного богатства в классической русской литературе. Но будем утешаться тем, что мрак развеется, что власть имущие поймут, чего лишают человека, отправляя литературу на школьные задворки. Во всяком случае будем сопротивляться. И в этом, уверена, нам поможет умение донести до школьника мысль о неразрывности литературного наследия, о великой русской литературе, которая не при нас начала своё существование и не при нас его закончит (если закончит вообще!).

Такие учебники, как «История русской литературы: XVIII век», укрепляют уверенность в этом.

Л.МИХЛЮКОВА,
г. Астрахань

TopList

Рейтинг@Mail.ru