Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №36/2003

Читальный зал

Лекманов Олег. ЖИЗНЬ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА: Документальное повествование. СПб: Издательство журнала «Звезда», 2003. 240 с. (Серия «Русские поэты. Жизнь и судьба»)

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Лекманов Олег. ЖИЗНЬ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА: Документальное повествование. СПб: Издательство журнала «Звезда», 2003. 240 с. (Серия «Русские поэты. Жизнь и судьба») Лекманов Олег.
ЖИЗНЬ
ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА:
Документальное
повествование.

СПб: Издательство
журнала «Звезда»,
2003. 240 с.
(Серия «Русские поэты.
Жизнь и судьба»)

Литературовед Олег Лекманов обладает счастливым даром писать интересно. Специалист по литературе Серебряного века, он в полной мере владеет тем прозрачным, ясным и при этом очень выразительным стилем, который отличает произведения любимого им акмеизма.

Таким образом, любой поклонник творчества Осипа Мандельштама, будь то словесник, ученик или просто любитель поэзии, получил книгу, которая уже самим своим повествованием соответствует духу и букве творчества автора «Камня» и «Шума времени». Вместе с тем перед нами первая творческая биография Мандельштама. Это может показаться удивительным: в последнее время имя Мандельштама не сходит со страниц периодических и непериодических изданий, а некоторые сочинения о нём наводят на мысль, что к мандельштамоведам вскоре начнут причислять себя специалисты по одорологии и региональному сепаратизму.

Тем отраднее, что, словно извиняясь перед читателем за авторов, морочащих им голову псевдоглубокомысленными построениями, Лекманов под простым и даже типовым заголовком серии, в которой его книга вышла, предложил в лучшем смысле этого слова классическую хронику дней и трудов Мандельштама, начиная от его родословной и происхождения фамилии.

Особо надо отметить то, как О.А. Лекманов пишет о творчестве Мандельштама в трагические для поэта 1930-е годы. Здесь литературной братией наворочено немало, особенно вокруг темы «Мандельштам и Сталин». На вольтовой дуге, которая вспыхнула между эпиграммой «Мы живём, под собою не чуя страны…» и пресловутой «Одой», сгорели многие как защитники Мандельштама, так и его обличители. Первые пытались вживить в смысл «Оды» какие-то хитроумные кукиши, вторые — представить поэта заурядным литературным конъюнктурщиком, только неудачливым.

Лекманов, на мой взгляд, избирает единственно верный путь: он Мандельштаму не адвокат и, само собой, не прокурор. Как историк культуры он предлагает увидеть и осознать реальные масштабы события: оценить написание как эпиграммы, так и «Оды» без искажения реальных масштабов этих фактов на фоне всего происходящего с Мандельштамом и с нашей страной.

Многочисленные иллюстрации на страницах книги стали уместным дополнением текста, а «Биографическая канва» придаёт изданию дополнительную ценность. Ну а в практической работе учителю поможет список работ о поэте, который можно считать рекомендательным, и подборка стихотворений Мандельштама, помещённая в Приложении. Хотя, как было отмечено выше, о Мандельштаме написано много, хорошие издания его произведений — наперечёт и не всегда доступны.

С.Д.

TopList

Рейтинг@Mail.ru