Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
А.И. Журавлёва. ЛЕРМОНТОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: Проблемы поэтики. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 288 с. |
Эта книжка посвящена, во-первых, стихам Лермонтова в контексте философской поэзии 1820–1830-х годов — Баратынского, Веневитинова, Шевырёва, Хомякова. Помня о пушкинской традиции (впрочем, А.И. Журавлёва, как и её авторитетные предшественники, говорит о “преодолении инерции пушкинского канона”), о влиянии поэзии Жуковского (особенно в балладах) и — с другой стороны — декабристов на лирику Лермонтова и его баллады, автор внимательно прослеживает сближения и отталкивания поэзии автора «Демона» и творчества его современников-москвичей, склонных к немецкой философии (так называемой “московской школы”). Особенно интересен Шевырёв: не приняв поэзии Лермонтова (точнее, приняв её со многими оговорками — см. републикацию его статей в «Литературе» № 39 за 2001 год), он, как показывает А.И. Журавлёва, остался актуальным поэтом для Лермонтова, реализовавшего высшую форму философской лирики. Жаль только, что главы первой части слишком конспективны — разработка любой из названных тем была бы более чем уместной в рецензируемой книге.
Вторая часть посвящена «Герою нашего времени» — на фоне лирики поэта и его драматургии. Под драматургией автор имеет в виду не только Арбенина как предшественника Печорина, но и драматические (сценические) моменты в романе: “Герой строит свои отношения с людьми по законам театра, сам сочиняя пьесу и стремясь разыграть её на сцене жизни, вовлекая в свою игру других людей, не подозревающих о своём участии в этом спектакле. <…> Но реальная жизнь сопротивляется Печорину-режиссёру, судьбы людей, вовлечённых им в свои спектакли, постоянно вырываются из-под его власти, а задуманная комедия оборачивается трагедией”.
Правда, и здесь на первом плане контекст (не столько предшествующий, сколько последующий): «Гамлет» и роман С.А. Бурачка (его статьи о Лермонтове см. в нашей газете № 31 за 2002 год), «Асмодей нашего времени» (роман В.И. Аскоченского против нигилистов) и роман М.В. Авдеева «Тамарин», «Бедная невеста» Островского и «Преступление и наказание» Достоевского — вот вехи спора с печоринским типом в русской литературе. И то, что А.И. Журавлёва часто выбирает малоизвестные произведения и имена, является, по-моему, серьёзным достоинством её книги.
В качестве приложения напечатана статья о «Маскараде»; как практик, шестикратно изучавший эту лермонтовскую пьесу с восьмиклассниками, могу сказать, что это отличная работа, очень полезная на уроках. Если мы читаем книгу, чтобы учиться самим, много приобретаем как предметники. Если мы ищем чужих конспектов для своих уроков, нам нечего делать с книгой «Лермонтов в русской литературе».
Лев СОБОЛЕВ