Архив
ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО
Марина ПАВЛОВА
Художественный мир повести Г.А. Печорина «Тамань»
Перед нами — повесть, автором которой является сам Печорин. Внимательно вчитываясь в текст, попытаемся реконструировать по нему образ “автора”. Не Лермонтова, а Печорина. Примем правила игры. Постараемся проникнуть в художественный мир повести Г.А. Печорина.
Место действия — “самый скверный городишко из всех приморских городов России”. В него попадает едущий по казённой надобности герой, от имени которого ведётся повествование. Уже второе предложение позволяет нам сделать вывод о том, что герой этот подвергался смертельной опасности, но всё закончилось благополучно.
“«Веди меня куда-нибудь, разбойник! хоть к чёрту, только к месту!» — закричал я”. А чёрта только помяни — он тут как тут. Помните, как ищет чёрта пришедший к колдуну Вакула? Ни к чему искать чёрта тому, у кого он за спиной… Так возникает в «Тамани» мотив нечистой силы, на встречу с которой буквально напрашивается сам Печорин. Далее мотив усиливается: на квартире, куда его приводит десятник, “нечисто!”. Действительно, дверь сама отворилась, из хаты, как из могилы, “повеяло сыростью”. Появился странный слепой мальчик, которого потом Печорин назовёт “слепым чертёнком”, а сам мальчик скажет, что “бис знает” крымского татарина, с которым “утикла за море” дочь хозяйки. А на лице мальчика Печорин увидит “едва приметную улыбку, пробежавшую по тонким губам его”. В хате “на стене ни одного образа — дурной знак!” Ночью Печорин обращает внимание на странную тень, дважды мелькнувшую мимо окна. Увидев идущего верной и осторожной походкой слепого, герой вспоминает Апокалипсис: “В тот день немые возопиют и слепые прозрят”. Тем временем на море начинается буря, что в народных поверьях всегда связано с действием нечистой силы. Романтический пейзаж довершает впечатление. Появляется “белая фигура”.
Зачем Печорин связывается с нечистой силой? Что это: наивность (в ней заподозрить героя труднее всего), любопытство, желание разрешить загадку, стремление проверить себя? Звучит таинственный, непонятный разговор, читатель вместе с Печориным узнаёт о смелом Янко, который не боится бури и даже использует её, чтобы лучше пробраться мимо сторожевых судов. Так же незаметно, как Янко мимо сторожевых судов, проходит мимо читателя, ожидающего мистических событий, реплика слепого: “В воскресенье ты пойдёшь в церковь без новой ленты”. Но позвольте, что это за нечистая сила, которая по воскресеньям ходит в церковь? Что здесь: ирония, игра автора с читателем, его невнимательность, разрушающая фантастическую атмосферу? Повесть, начинавшаяся как романтическая, даёт сбой. Печорин, отправлявшийся на сражение с нечистой силой, обманут. А вместе с ним и читатель. Или только читатель?
Янко, который не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей, отважно преодолевающий пролив в бурю, вызывает волнение в душе рассказчика, странности и загадки продолжают его тревожить. А как же нечистая сила? Мотив появляется снова — казак повторяет слова урядника (ночью эти слова были сказаны десятником): “Здесь нечисто, люди недобрые!” В хате появляется глухая старуха хозяйка. А кто является хозяйкой в доме, где живёт нечистая сила? Ведьма, колдунья. Именно сейчас Печорин и назовёт мальчика “слепым чертёнком”, схватив его при этом за ухо. Что это за нечистая сила, которую можно драть за уши? Печорин твёрдо решает достать ключ загадки, загаданной ему минувшей ночью.
Но его ждёт столкновение с действительно достойным противником. Настоящая русалка, ундина, странное существо, глаза которого одарены какой-то магнетической властью, во взглядах что-то дикое и подозрительное, в улыбке что-то неопределённое — такой представляется Печорину загадочная девушка. Искушённый читатель вспоминает Погорельского, Сомова, Владимира Одоевского. Неискушённый читает разговор Печорина и ундины. Ответы девушки неясны, но одно очевидно: она крещёная, значит, нечистой силой быть никак не может. Опять проговорка повествователя? Ведь снова разрушается фантастика. Или насмешка над читателем, ждущим развития мистических событий? Или над самим собой? И ещё раз предстаёт перед читателем и героем в романтическом чудесном ореоле ундина, когда приходит к Печорину и назначает ему свидание. Инициатива принадлежит ей. Печорин, успевший понять, что комедия с её романтическим поведением начинает ему надоедать, не успевает ничего сделать — даже прозаически предложить ей чаю. В этой игре она ведёт: змеёй выскользнув из его объятий, назначает ему смертельно опасное свидание. Об опасности Печорин догадывается, берёт с собой пистолеты и обращается за помощью к казаку. Совсем не героем кажется он читателю. Вдобавок и плавать не умеет. Потом — схватка в лодке, плывущей по морю. Девушка, до этого напоминавшая Печорину птичку, превращается в цепкую кошку со змеиной натурой. Просто оборотень какой-то! Охотник, того гляди, сам превратится в жертву. Сверхъестественные усилия требуются Печорину, чтобы победить ундину. Мотив оборотничества усиливается — исчезает женственность, и появляется противник (мужской род!), превосходящий героя в ловкости. Печорин спасся, но спаслась и его противница. Она вместе с Янко покидает свой неприютный дом, а Янко говорит слова, которые звучат, с одной стороны, как девиз свободного романтического героя, а с другой стороны, именно об этом мечтает сам Печорин. “Ему везде дорога, где только ветер дует и море шумит!”
Янко свободен, а Печорин? Не управляют ли им обстоятельства, заставляющие его тянуться к тому, что сможет наполнить его душу? Но пустую душу не наполнишь извне. Равнодушие Янко к судьбе слепого мальчика и старухи сродни равнодушию Печорина к окружающим. И в этом они похожи. Какое дело Печорину до радостей и бедствий человеческих? Так усиливается мотив двойничества Печорина и Янко. Но в поступках Янко и ундины есть своя логика, а в поступках Печорина нет. Словно ребёнок за новой блестящей игрушкой, тянется он за новыми впечатлениями, но они обманывают его.
Остаются пустота, скука, бессмысленность.