Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №34/2003

Архив

Роль эпизода «Разговор Аркадия и Кати в саду» (роман «Отцы и дети»)

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Елена ПОГОРЕЛАЯ,
10-й класс, лицей № 230,
г. Заречный,
Пензенская область
(учитель —
Тамара Александровна
Задорожная)


Роль эпизода «Разговор Аркадия и Кати в саду» (роман «Отцы и дети»)

Разговор Аркадия с Катей... Когда приступаешь к чтению данного отрывка, не сразу понимаешь, какую роль играет он в развитии сюжета произведения или в развитии отношений между героями. Это не дуэль Павла Петровича и Базарова, не объяснение главного героя с Одинцовой, даже и не завязка — приезд Базарова в дом к приятелю. Обстановка очень спокойна и буднична: для Аркадия и Кати все волнения уже позади, пора сомнений и поиска миновала. В чём же тайна, в чём же смысл этого эпизода? Попробуем разобраться...

“В Никольском, в саду, в тени высокого ясеня, сидели на дерновой скамейке Катя с Аркадием”, — пишет Тургенев. По всему видно, что это уже не первая их прогулка; на лицах молодых людей не видно ни смущения, ни робости, ни привычного, казалось бы, для Кати недоверия к “последователю нигилизма”. Впрочем, похоже, что от нигилизма не осталось и следа. А природа!.. какое спокойствие, какое умиротворение вливает она сейчас в его душу! Тень ясеня, редкие золотые блики, “яркая полоска” света, вспыхивающая в тёмных волосах Кати, воробьи и “изящная” Фифи у её “прелестных ножек” — что за идиллия! И удивляет мысль: разве способен находить счастье в покое и тишине ученик Базарова?

Впрочем, сам Аркадий разительной перемены в себе не замечает. Изумляется только читатель: он видит перед собой личность, а не тень “великого человека”, он слышит не повторение мыслей и суждений Базарова (кстати, о нём юноша вспоминает редко и как-то походя), а собственные слова юноши. Аркадий наконец-то обретает самого себя, ищет созвучия своим мыслям не в сухой анатомии, а в доверчивом молчании вместе с подругой. Да, Катя ему подруга, и это, кажется, первая настоящая дружба за всю его жизнь. Так думаю я. А они? Чтобы понять это, нужно вслушаться в разговор Аркадия с Катей.

Беседа начинается со спора о литературе — спора, состоящего буквально из двух фраз, так как Катя уверена в своей правоте, а Аркадий не хочет и не собирается возражать. С самых первых реплик диалога мы видим, что юноша почти целиком находится под влиянием Катерины Сергеевны. Странно, но этот чистый, добрый, неглупый Аркадий напоминает мне плющ или вьюнок: растения, которые при всей своей чистоте не могут вырасти без поддержки сильного ясеня (говорю “ясеня”, вспоминая, каким символом становится здесь это слово: ведь ясень в эпизоде символизирует свет и простор природы и... юных сердец).

Разговор друзей переходит с литературы на жизнь, и вспоминают они Базарова — самого удивительного и неординарного человека, когда-либо встреченного ими. Такие встречи не проходят бесследно; и сейчас Аркадий, кажется, готов просить помощи у Кати — не явно, не прямо, но так, чтобы вместе разобраться, “что ж это было”. Вы замечаете, что в этом разговоре юный Кирсанов словно открывает самого себя? Его речь пересыпана наивными, почти детскими вопросами: “Кто меня переделает? Вы?”, “Разве вы замечаете, что я уже освободился из-под его влияния?” Суть этих вопросов заключена в одном: неужели я стал другим? Перемена для Аркадия настолько необычна, что он просит, требует у Кати ответа. Мнение новой подруги о Базарове для него чрезвычайно важно.

“Он вам никогда не нравился”, — говорит юноша. “Я не могу судить о нём”.

Ответ героини — это ответ думающей и честной натуры. Чем-то и Катя напоминает так называемых тургеневских девушек — Лизу Калитину, Елену Инсарову, — хотя, конечно, ничего необыкновенного ни в суждениях её, ни в поведении мы не найдём. Катя — цельный и сильный человек, её восприятие мира основано на двух точках: рациональной, логической — и инстинктивной. “Я чувствую, что он мне чужой, и я ему чужая”, — говорит Катя и тут же одним метким словом определяет всю сущность Аркадия: “Да и вы ему чужой. Он хищный, а мы с вами ручные”.

Люди могут сходиться и расходиться не из-за одних убеждений и разногласий. Есть в человеческом мире существа иной породы, и с ними нельзя сблизиться только по собственному желанию. Аркадий как человек хороший, но слабый не смог этого понять, Катя же — личность самодостаточная. Её Базаров настораживает, она не хочет прикасаться к его миру.

Что можно сказать ещё? Зная итог отношений Аркадия и Катерины Сергеевны, я не могу не подумать об их будущем. Пусть Кирсанов станет вторым Николаем Петровичем; но, по-моему, судьба Кати будет сложнее. Она, не успев вырасти, встретила доверчивую любовь-дружбу, встретила и отдалась этому чувству. Но что станет, если по её жизненному пути пройдёт сильный и неординарный человек “её судьбы”? Устоит ли она перед новым чувством любви?

Как бы то ни было, сегодня мы открыли первую страницу эпилога и вместе с тем новой жизни: кончено всё для Базарова, а перед Кирсановым расстилается другая дорога — дорога человека, окончательно примкнувшего к лагерю “отцов”.

Что ж, подведём итоги. В таком небольшом и, казалось бы, незначительном, “проходном” фрагменте Тургеневу удалось показать многое. Завершена тема отцов и детей — каждый нашёл своё место. Кроме того, открылись новые стороны характеров персонажей. Чувствуется, что изменилось отношение автора к Аркадию: Тургенев отходит от ироничной снисходительности и с доброй улыбкой смотрит на этот новый союз. Таким образом, в эпизоде ещё раз подчёркивается основная идея произведения: любовь торжествует над всеми сухими теориями, ведь, по словам Тургенева, “только ею, только любовью держится и движется мир”.

Рейтинг@Mail.ru