Архив
Литературный календарь
11—20 августа
“…И всё мне кажется, что я перед ящиком с куклами; гляжу, как движутся передо мною человечки и лошадки; часто спрашиваю себя, не обман ли это оптической; играю с ними, или, лучше сказать, мною играют, как куклою: иногда забывшись схвачу соседа за деревянную руку и тут опомнюсь с ужасом…” (Владимир Одоевский. «Пёстрые сказки. Эпилог».)
11 августа
Князь Владимир Фёдорович Одоевский родился 11 августа (30 июля) 1803, а по другим данным — 1804 года. Так или иначе, юбилей этого писателя не грех отметить и дважды. Всесторонне одарённый, человек энциклопедических знаний, Одоевский был и выдающимся педагогом, организатором первых в России детских приютов, одним из первых стал издавать научно-популярные книги “для народа”… Незадолго до внезапной кончины (1869) он с полным достоинством и правом говорил о своей “честной чернорабочей жизни”.
12 августа
1818 — 31.07 — скончался Николай Иванович НОВИКОВ (род. в 1744), писатель и публицист, издатель сатирических журналов «Трутень», «Живописец» и других.
13 августа
1933 — Михаил Булгаков пишет брату Николаю в Париж: “Пожалуйста, помоги мне в одном деле, взяв на себя в нём роль моего поверенного. Г-жа Мария Рейнгардт — актриса <…> перевела мою пьесу «Зойкина квартира» на французский язык и предлагает мне ставить её на французском языке в драматических театрах <…> Я выражаю согласие на это <…> Само собой разумеется, что я, зная, насколько ты занят, прошу тебя смотреть на себя как на моего поверенного в этом деле и отчислять для себя, в виде вознаграждения 25% с тех сумм, которые будут поступать для меня”.
14 августа
1918 — Марина Цветаева пишет стихотворение:
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: — Откуда мне сие?Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
15 августа
1963 — скончался Всеволод Вячеславович ИВАНОВ (род. 1895), в жизни которого причудливым образом соединились официозное советское писательство на даче в Переделкино (пьеса «Бронепоезд 14–69», роман «Пархоменко» и т.д.) с постоянным литературным экспериментаторством (роман «У», опубликованный только в годы перестройки, и т.п.).
16 августа
1888 — 04.08 — родился писатель и художник Сергей Иванович ШАРШУН. С 1912 года в основном жил в Париже, где и развернулась его творческая деятельность. Ирина Одоевцева говорила, что Шаршун всегда казался ей находящимся “не на одном уровне с остальными, а немного выше их и немного в стороне от них… Другого измерения или с другой планеты — чужой и непонятный”, а он сам называл себя “лирическим поэтом, пишущим прозой”.
Поэму в прозе Шаршуна «Долголиков» высоко оценил Георгий Адамович, столь же заинтересовано читались и другие книги писателя — роман «Путь правый» (1934), повесть «Заячье сердце» (1937), рассказы, а для его живописи были открыты самые именитые галереи Европы и Америки.
С.И. Шаршун скончался в 1975 году, но, к сожалению, до сих пор его творчество на родине, в России, остаётся неизвестным.
17 августа
1768 — 06.08 — скончался один из создателей современного русского стихосложения Василий Кириллович ТРЕДИАКОВСКИЙ (род. 1703).
1798 — 06.08 — родился поэт Антон Антонович ДЕЛЬВИГ, лицейский друг Пушкина.
1898 — 05.08 — родился поэт и журналист Николай Макарович ОЛЕЙНИКОВ, создатель детских журналов «Ёж» и «Чиж», значительно способствовавших развитию русской детской литературы в ХХ веке.
18 августа
1978 — Дневник Юрия Нагибина: “Съездил на машине по «Золотому кольцу». Загорск — Переславль-Залесский — Ростов — Ярославль — Кострома — Суздаль — Владимир — Москва. Перед Ярославлем заглянули <…> в Карабиху — усадьбу Некрасова. Обычная липа: ни одной некрасовской вещи, всё — «того времени». Потрогал старое ржавое ружьё, висящее на стене, и подивился его весу. «Милицию вызвать?» — послышался тут же окрик молоденькой экскурсоводки. «Так уж сразу — милицию?» — спросил я. «Да, так уж сразу!» — нахально подтвердила девка. «А без милиции никак нельзя?» Тут она вдруг что-то смекнула про себя и заткнулась. До чего все граждане настроены на хамство, угрозы, репрессии! Казалось бы, у нас должно было возникнуть отвращение ко всякого рода насилию — какое там! Так и рвутся в экзекуторы. Этой славной девушке медово рисовалось, как вызванный ею милиционер крутит руки пожилому седому человеку и тащит в участок. Там избивают до полусмерти, после чего, обвинив в сопротивлении властям, подводят под указ о пятнадцати сутках, о чём сообщают на работу, где начинаются свои репрессии. Этот противный эпизод только и остался во мне от посещения приюта певца обездоленных и униженных”.
19 августа
1933 — А.С. Макаренко пишет жене, Г.С. Салько: “В Сахновищенском районе не убрано 30 тысяч гектаров, сегодня посылаем 50 коммунаров на работу, сейчас горячка. Выталкиваем выпускников, принимаем новых 50 человек, снова горячка. Кругом одни горячки — по какой логике они сделались необходимыми? То и дело открываются двери, и ко мне заглядывают какие-то новые люди. Все они работают в коммуне, все с портфелями, чёрт его знает, откуда их столько набралось. Я никак не могу запомнить названий их должностей. Одно к одному”.
20 августа
1843 — 08.08 — скончался Григорий Фёдорович КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО, прозаик, драматург, поэт, писавший на русском и украинском языках (род. 29 /18 ноября 1778). Российские кинозрители, возможно, помнят кинокомедию «Шельменко-денщик» с Михаилом Пуговкиным, поставленную по одноимённой пьесе Квитко. Другая его комедия, «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827; опубл. в 1840), до сих пор ставит в тупик литературоведов: сюжет её имеет поразительное сходство с гоголевским «Ревизором» (1836)...
А закончим этот календарь строками из воспоминаний русского писателя графа Владимира Александровича СОЛЛОГУБА, родившегося 20 (08) августа 1813 года. Может быть, его суждение не аксиома, но высказанное почти полтора века тому назад оно и сегодня остаётся злободневным и нуждающимся в обсуждении.
“Различие между родами литературы серьёзным и лёгким ничем не очерчено. Сама литература не подлежит ни защите общественного мнения и отечественного самолюбия, ни покровительству официальных учреждений. По русскому свойству бояться только квартального — дело дошло до анархии, никаких законов и преданий не признающей и смешивающей Баха с Оффенбахом и Пушкина с Тряпичкиным”.