Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №29/2003

События и встречи

«Литература» на марше

ТРИБУНА

«Литература» на марше

Творческий коллектив «Литературы». Слева направо: заслуженный учитель России Л.Соболев, доцент С.Дмитренко, профессор Г.Красухин, учитель высшей категории С.Волков.Наши читатели знают, что мы избегаем статей и заметок к юбилеям и к круглым датам, полагая, что литература — дело совсем не юбилейное. О хороших писателях и об интересных книгах надо вспоминать не только в праздничные дни. Вот и сегодня, дойдя до пятисотого номера «Литературы», мы решили не отвлекаться от нашей повседневной работы на празднества. Хотя, бесспорно, полтыщи номеров еженедельного издания с реальным тиражом чего-то значат. У нашей газеты, как и у всего Издательского дома «Первое сентября», единственная поддержка — выбор читателей-подписчиков, и тем самым мы постоянно проходим проверку на профессиональную состоятельность.

Для того чтобы лучше знать запросы читателей, мы в начале этого года опубликовали анкету, которая, к нашей радости, не осталась не замеченной вами. Сейчас полученные ответы обработаны (хотя анкеты продолжают присылать и доныне, что приятно), и мы можем подвести основные итоги этого опроса, наметив необходимые изменения и уточнения в нашей редакционной деятельности.

Радостно, что все читатели поддерживают нас в главном: содержание газеты «Литература» соответствует их представлениям о полноценном учебно-методическом издании. Вот что пишет нам Любовь Васильевна Бороздунова из посёлка Эльдикан Усть-Майского района Республики Саха (Якутия): “Газета «Литература», как и другие газеты Издательского дома «Первое сентября», выгодно отличается от всех методических изданий тем, что она выходит еженедельно, а значит, способна оперативно реагировать на самые насущные запросы учителей, быть не только помощником, но и самым настоящим собеседником”. Эти добрые слова — не единственные в нашей почте. Многие словесники выражают нам сердечную признательность за ту жёсткую позицию, которую мы занимаем по отношению к непрекращающемуся экспериментаторству со школьным преподаванием литературы, за наши постоянные выступления в поддержку традиционных форм проверки литературных знаний учащихся, за сочинение. Тем самым «Литература» развеивает миф о всесилии чиновников от педагогики, укрепляет уверенность учителя в его профессиональной состоятельности, в его неотъемлемом праве определять, как учить школьника и как проверять его знания.

Просят нас читатели и о продолжении обсуждения проблем учебников по литературе и учебно-методической литературы как таковой. Ведь зачастую вопрос не только в качестве того или иного издания, той или иной учебной программы, а попросту в факте, что во многих школах, особенно сельских, вовсе нет учебных новинок! Мы, разумеется, после известного цикла статей осенью 2002 года вовсе не закрыли тему. У нас, как известно, есть рубрики «Книжная полка» и «Трибуна», где всегда найдётся место всем квалифицированным аналитическим откликам на любое учебное и учебно-методическое издание — как критическим, так и рекомендательным. Любой наш читатель может стать нашим автором.

Главное лицо в школе — ученик, и наши читатели предлагают нам уделять больше внимания вопросам проверки и оценки ученических сочинений.

При этом все учителя прекрасно знают, что круг чтения их питомцев вовсе не ограничивается списками из школьной программы. Отсюда множество просьб регулярно рассказывать о современной литературе, как отечественной, так и зарубежной, давать обзоры журналов, интервью с известными писателями, печатать рейтинги книжных новинок. К сожалению, главная предназначенность газеты не позволяет нам состязаться здесь с «Книжным обозрением» или с «ЭксЛибрисом-НГ», но, бесспорно, как и прежде, мы не будем забывать, какое литературное тысячелетье на дворе. Больше будем уделять внимания и новым аналитическим подходам в современном литературоведении (об этом тоже просят словесники).

Многие учителя пишут в анкетах о необходимости учитывать то, что от них требуется жёсткое планирование, печатать в связи с этим методические рекомендации, технологические карты и т.п.

“Мне, как, наверное, и большинству сельских учителей, не хватает профессионального общения с коллегами”, — пишет Светлана Андреевна Тюрнина из села Ыб (Республика Коми). Она и многие наши корреспонденты хотели бы видеть в нашем издании консультанта, советчика.

Но ведь, по сути, это и происходит. Мы не можем ответить на каждое письмо, поступившее в редакцию, но ни одно из них не остаётся без внимания, и прежде всего письма, где вы пишете о своих профессиональных и социальных проблемах. Большинство из них появляется на страницах газеты. И, наверное, недаром написала нам Елена Николаевна Николко из города Видное Московской области: “Мне нравится, что вы представляете разные точки зрения, а решение, чью сторону принять, оставляете за читателем”.

Хотели бы мы, чтобы рубрика «Учитель об учителе» стала у нас постоянной, равно как и семинарии, представляющие лучшие методические разработки словесников разных регионов России. Молодые учителя надеются, что их опытные коллеги поделятся своими педагогическими знаниями, расскажут о своих удачах в преподавании литературы. Всё это зависит от вашей энергии, вашего желания, дорогие читатели.

Мы долго обсуждали, каким быть пятисотому номеру, и наконец решили, что лучше всего отметить дату рассказом о тех писателях, которые не только не были избалованы вниманием властей, но, напротив, порой оказывались неудобными для управителей — о людях честного, неподкупного слова. Именно такие мастера определяли, определяют и будут определять подлинное лицо литературы, изящной словесности — вечно юной служительницы добра и красоты.

Разумеется, объём нашего издания невелик, и перед вами предстанут лишь несколько силуэтов из, к счастью, множества достойных. Отметим только, что все эти статьи, как стало у нас правилом, не заказные, а написаны и переданы в редакцию их авторами по велению сердца. Надеемся, что «Литературе» предстоит ещё долгая жизнь и мы сможем рассказать нашим читателям о многом.

Рейтинг@Mail.ru