Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №26/2003

Архив

Евгений Онегин и Алеко

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Предлагаем вам подборку сочинений, написанных учениками 9-х классов школы № 57 г. Москвы после изучения романа «Евгений Онегин». Все они написаны в классе на сдвоенном уроке; темы для обдумывания были даны заранее. Сочинения не свободны от спорных мнений и стилистических погрешностей. Однако нам кажется, что стерильных ученических работ нет и быть не может. Да и задача преподавателя не в том, чтобы научить писать такие сочинения, — гораздо важнее, если ребята привыкнут говорить своим голосом и сумеют показать своё восприятие классического произведения.

Татьяна ВОДОПЬЯНОВА,
9-й “Б”


Евгений Онегин и Алеко

Для начала я бы хотела напомнить, что параллельно с первыми главами «Евгения Онегина» Пушкин пишет последнюю свою романтическую поэму «Цыганы». Пушкин создаёт два образа героев, основанные на двух совершенно разных принципах их подачи. Алеко — романтический герой. Нам ничего про него не известно, кроме того, что “его преследует закон”. Но почему-то у нас и не возникает желания узнать все подробности его прошлой (до цыган) жизни. Нам достаточно того, что есть “послушная душа” и некие всемогущие страсти, играющие этой душой, как захотят. Кажется, что если человек что-то очень сильно ощущает, переживает, то окружающий мир организуется для него исключительно вокруг его чувства. Алеко кажется, что если он ушёл из “неволи душных городов”, он тем самым отрёкся от всего бытового и, как ему кажется, совершенно ненужного и незначимого в нашей жизни. Старик (отец Земфиры) говорит пророческие слова в начале поэмы:

Но не всегда мила свобода
Тому, кто к неге приучён.

Создавая образ Евгения Онегина, Пушкин приближает этого героя к реальной жизни. Жизнь Алеко кажется фантастической для нас, излишне острой, неспокойной, концентрированной. “Так не бывает”, — подумала я, прочитав «Цыган». Чем больше я читала «Евгения Онегина», тем больше я проникалась им. Ситуации в нём не наигранны, принципы ясны и многое может взять для себя и читатель XIX века, хотя роман был написан почти двести лет назад.

Евгений Онегин живёт в романе. Он “живой человек” со всеми своими недостатками и предрассудками (а у кого их нет?). Все мелочи, описанные в романе, не показались мне лишними, так как без быта наша жизнь невозможна.

Вернёмся к Алеко. Алеко влюблён, он любит Земфиру, а Земфира любит его — что ещё нужно для полного счастья? Но любовь — это взаимное самопожертвование любимому. Земфира, говоря в самом начале “он будет мой” и не упоминая себя, свои чувства, сразу обрекает все их на трагический и всё разрушающий финал. (В скобках замечу, что Татьяна говорит противоположное: “То воля неба: я твоя”.)

В начале романа «Евгений Онегин» кажется, что Онегин не способен испытать истинное чувство любви, но в финале мы читаем хоть и самонадеянное письмо, но всё же Онегин вверяет себя Татьяне.

Всё решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Онегин, описывая свою жизнь до появления любви, говорит о свободе — “постылая”.

Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

Оказывается, что и свобода, которую так ищет романтик в жизни, может быть ненужной человеку, если рядом с ним нет другого близкого человека, с которым можно поделиться ею.

Романтик, отвергая общество, автоматически делает себя несчастным. Ничто не может заменить ощущение дома, какой бы он ни был. Зачем срываться с места, убегать от людей, ища то, что, возможно, тебе и не надо?

К тому же на планете Земля уже очень трудно найти на самом деле отдалённый от всех уединённый уголок.

Онегин, убежав от общества в Петербург, в деревню, всё равно не смог запереться в своём доме и никого не видеть, его всё равно потянуло на общение с Ленским.

Слегка запутавшись в своём сочинении, я всё же хочу написать вывод.

Наша жизнь многогранна. На неё можно смотреть с такого количества разных точек зрения, что можно запутаться. Жизнь сложна и этим интересна.

Рейтинг@Mail.ru