Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Георгий АРЖАНИКОВ,
средняя школа № 5,
г. Котовск,
Тамбовская область
Урок-игра
«Проще простого»
в 9-м классе
Знаем ли мы роман Пушкина «Евгений Онегин»?
Правила игры
- Игроки (их двое) не должны отвечать на вопросы, они только соглашаются или не соглашаются с ответами “гостей”, которые выбирают один из предложенных вариантов ответа.
- “Гостей” на игре — 9. Их рассаживают за столы в три ряда, по три человека в ряд.
- Раунд заканчивается, когда на столиках гостей таблички с крестиками или ноликами выстраиваются в ряд по вертикали, горизонтали, диагонали, как в известной игре «Крестики-нолики».
- Победа присуждается тому из игроков, кто сумел не только правильно ответить, согласен ли он с ответом “гостя”, но и правильно выбрать, с кем нужно играть.
- В качестве “гостей” на уроке выступают учащиеся (в каждом раунде они могут обновляться).
Разыгрываем право первым начать игру.
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю, —
говорил поэт и изредка допускал их — сознательно! — в произведениях.
Укажите грамматическую форму, образованную не по современным правилам, в следующем отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»: “И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищёлкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь”.
А как правильно надо было сказать? (Подбоченясь.)
Игрок, ответивший верно, начинает игру.
Первый раунд
(правильный ответ выделен полужирным)
1. Какого цвета бывают ланиты?
а) чёрные;
б) зелёные;
в) розовые (щёки).
2. Плошка — что это?
а) ловушка с опускающейся доской для ловли мелких животных;
б) плоская банка, наполненная маслом, в которой горел фитиль (“Усеян плошками кругом, блестит великолепный дом”);
в) маленькая мошка.
3. Где можно встретить васисдас?
а) в доме;
б) в лесу;
в) в театре.
(Форточка или верхняя часть двери, открывающаяся отдельно: “И хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке, не раз уж отворял свой васисдас”.)
4. “Ни сплетни света, ни бостон, ни милый взгляд, ни вздох нескромный — ничто не трогало его, не замечал он ничего”.
Бостон — что это?
а) дорогой сорт сукна;
б) карточная игра;
в) танец.
5. “Читал, читал, а всё без толку: там скука, там обман иль бред; в том совести, в том смысла нет; на всех различные вериги”.
Что это такое?
а) украшения;
б) цепи, которые добровольно надевали на себя религиозные фанатики;
в) предрассудки, условности (которые, как цепи, сковывают искреннее, свободное проявление мыслей и чувств).
6. Где применяли наши предки ветрило?
а) на мельнице;
б) на крыше крестьянской избы;
в) в лодке — парус (“Брожу над морем, жду погоды, маню ветрила кораблей”).
7. Для чего нужна была цевница людям?
а) для развлечений (музыкальный инструмент);
б) для прогулки;
в) для украшения в одежде.
(Цевница, как и лира, — это символ поэзии: “И мысль о ней одушевила его цевницы первый стон”, то есть первые поэтические произведения.)
8. Когда надевали шлафор?
а) отправляясь на торжественный приём;
б) в дни траура;
в) в непринуждённой домашней обстановке по вечерам (ночной халат) (“И обновила наконец на вате шлафор и чепец”).
9. Два раза в год они говели. Что это значит?
а) постились и посещали целую неделю по два раза в день церковные службы, приготовляясь к исповеди и причастию;
б) голодали в лечебных целях;
в) проявляли милосердие по отношению к бедным.
10. Мадригал — это какое стихотворение?
а) сатирическое;
б) грустное, печальное;
в) короткое хвалебное стихотворение (“И, полный искренней печали, Владимир тут же начертал ему надгробный мадригал”).
Второй раунд
1. “Для призраков закрыл я вежды”. Что это такое?
а) надежды;
б) рукописные сборники;
в) веки; в обобщённом значении — глаза.
2. Что можно делать с эклогой?
а) употреблять в пищу;
б) читать;
в) носить как деталь парадного костюма.
(Стихотворение на тему из сельской пастушеской жизни, написанное в форме разговора. “Опять эклога! Да полно, милый, ради Бога!”)
3. Что значит алкать?
а) кричать;
б) страдать;
в) жаждать, сильно хотеть (“Давно её воображенье, сгорая негой и тоской, алкало пищи роковой”).
4. Каждая ли женщина была хоть когда-нибудь отроковицей?
а) да;
б) нет.
(Девочка, подросток: “Британской музы небылицы тревожат сон отроковицы”.)
5. Для чего предназначались облатки в XIX веке?
а) для заклеивания писем;
б) для отдыха;
в) для лечения.
(Бумажные кружочки, покрытые клеем; “Облатка розовая сохнет на воспалённом языке”.)
6. Что сажали на куртинах?
а) овощи;
б) цветы;
в) кустарники.
(Цветочные клумбы.)
7. Что необходимо для виста?
а) музыка;
б) колода карт;
в) пистолеты.
(Неазартная карточная игра.)
8. Суетный – это какой?
а) суетливый;
б) напрасный, тщетный;
в) неловкий.
(“Призрака суетный искатель, трудов напрасно не губя, любите самого себя, достопочтенный мой читатель!”)
9. Чем занимается пиит?
а) гульбой, развлечениями;
б) сочинением анонимок;
в) написанием стихов.
10. В каком виде искусства встречается элегия?
а) в живописи;
б) в литературе;
в) в балете.
(Элегия — стихотворение, где выражаются личные, чаще всего любовные, чувства поэта.)
(Вариант: Кто создаёт элегии?
а) живописец;
б) балерина;
в) поэт.
Финальный раунд
1. Кого называют анахоретом?
а) отшельника;
б) заносчивого человека;
в) нахала.
(“Онегин жил анахоретом”.)
2. Где можно увидеть облучок?
а) в крестьянской избе;
б) в огороде;
в) в кибитке, повозке (козлы).
3. Для чего используют фиал?
а) для богослужения;
б) для питья;
в) для танцевальных вечеров. (Кубок, бокал.)
4. Роббер — это карточный термин, обозначающий несколько сыгранных партий. Сколько именно?
а) две;
б) три;
в) пять.
5. Котильон — что это такое?
а) бальный танец;
б) женский бальный наряд;
в) женская причёска.
6. Велеречивый человек — это какой?
а) обладающий ораторским талантом;
б) надутый, важный, мало говорящий;
в) болтливый, много говорящий. (“И вот сосед велеречивый привёз торжественный ответ”).
7. Когда можно увидеть денницу?
а) утром;
б) днём;
в) вечером.
(Утренняя звезда — планета Венера. (“Блеснёт заутра луч денницы, и заиграет яркий день”.)
8. Где носят флёр?
а) на шляпе;
б) на платье;
в) на пальто.
(Шарф из прозрачной ткани, который дамы прикрепляли к шляпе, чтобы защитить лицо от загара.)
9. Можно ли употреблять канапе в пищу?
а) да;
б) нет (диван; “На смятом канале лежал манежный хлыстик”).
10. Форейтор — это слуга. Что входило в его обязанности?
а) ухаживать за охотничьими псами помещика;
б) управлять лошадьми, запряжёнными цугом, то есть в несколько пар, одна за другой. Он сидел верхом на одной из передних лошадей;
в) прислуживать господам за обедом.
(“На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый”.)
Дополнительные вопросы
1. Пени. Что можно делать с ними?
а) расплачиваться;
б) изливать, высказывать;
в) употреблять в пищу.
(Упрёки; “Ума не внемля строгим пеням, к её крыльцу, стеклянным сеням он подъезжает каждый день”.)
2. Можно ли носить перстень с камельком?
а) да;
б) нет (камин).
3. Посад — что это такое?
а) молодые насаждения;
б) движения в танце;
в) маленький городок (“И вот из ближнего посада... приехал ротный командир”).
4. Где молодые щёголи носили брегет?
а) на фраке;
б) в кармане панталон;
в) на шее.
(Карманные часы.)