Архив
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Инна КЛЕНИЦКАЯ
Домашние задания тоже должны быть интересными
Сейчас появилась опасная тенденция считать эмоциональное восприятие учащимися художественного произведения чем-то необязательным, третьестепенным. Как ни странно, подобные высказывания можно услышать даже от иных педагогических деятелей. Противостоять этой литературной (не говорю даже — педагогической) безграмотности, грозящей окончательно погубить преподавание литературы в школе, мы можем пристальным вниманием к методам, усиливающим эмоциональное отношение детей к изучаемому. Поскольку об этом уже немало написано, остановлюсь лишь на используемых мною видах домашних заданий, помогающих решить эту задачу.
Уже при изучении биографии писателя я стараюсь вызвать живой интерес к нему как к личности. Обязательно рассказываю, например, об образе жизни Л.Толстого, о его любви к физическому труду, простоте и неприхотливости. Кого же из подростков не заинтересует рассказ о том, как Лев Николаевич вместе с дочерью Машей собственноручно сложил печь крестьянке-вдове! Или о том, как, будучи принятым на железнодорожной станции за носильщика, писатель с готовностью отнёс к дрожкам вещи какой-то барыни и даже взял за это медный грош, чтобы она не догадалась о своей ошибке. Или о том, как уже пожилым человеком ловко пилил дрова с крестьянином, подменив его уставшего напарника… (Множество подобных интересных фактов можно почерпнуть из воспоминаний современников, в том числе В.Черткова и секретаря писателя Гусева.) Я не требую от своих учеников запоминания биографий со всеми деталями, с множеством дат и неизвестных ребятам фамилий. На дом задаю вспомнить то, что показалось наиболее интересным из моего рассказа (на уроке составляем его план), из учебника (указываю страницы), а желающие читают дополнительный материал. А так как интересное у каждого своё, во время опроса ребята внимательно слушают товарищей.
Знакомя своих учеников с жизнью Пушкина, останавливаюсь на его удивительном умении видеть во всём светлую сторону, в самой простой, обычной природе — красоту и бурно всему этому радоваться. В связи с этим рассказываю и о весёлых розыгрышах, которые любил устраивать поэт. (О них можно прочитать в воспоминаниях современников.) Это поможет шестиклассникам ощутить прелесть «Зимнего утра» — стихотворения, пронизанного радостью жизни, восторгом от красоты окружающей природы и привычных нам, обыденных, часто даже не замечаемых нами явлений. У поэта даже затопленная печь трещит “весёлым треском”! Девятиклассникам же понимание мировосприятия Пушкина поможет увидеть свет, которым пронизаны даже грустные его стихотворения («Я вас любил…», «На холмах Грузии», «Что в имени тебе моём…»).
Во время чтения ребятами крупных произведений, таких как «Преступление и наказание», «Война и мир» (а чтение это длится неделями и месяцами, если, конечно, требовать знания текста всерьёз), задаю на дом выбрать места, которые произвели наибольшее впечатление, выразительно их прочитать и объяснить свой выбор. Особенно важны такие задания в классах, где ребята не приучены воспринимать художественное произведение как нечто живое, затрагивающее их чувства. При такой работе случаются приятные неожиданности. Девочка, которая сначала упорно не хотела читать роман (“скучно, трудно”), очень эмоционально прочитала и рассказала о том, как Наташа ухаживала за раненым князем Андреем. Конечно, с формулировками я вместе с классом помогала этой ученице, не привыкшей ни читать, ни рассуждать. Мы выяснили, что Наташа умеет по-настоящему любить, что ей свойственна самоотверженность. (Кстати, в слабых классах часто не понимают значение этого слова, и мы записываем его с объяснением.)
Когда роман прочитан, прошу десятиклассников подумать дома над тем, кто из героев им больше понравился, и обосновать свой выбор. Но это только в сильных классах. В слабых классах такая беседа проходит только на уроке, иначе ребята просто перескажут учебник или чьё-нибудь прошлогоднее сочинение. Ответы ребят всегда бывают интересны, а иногда и неожиданны для меня. В этом учебном году, например, я впервые за тридцать пять лет в школе услышала от ученицы, что князь Андрей нравится мужеством, которое он проявил не только во время войны, но и когда в конце жизни понял свои ошибки и изменился. “Ведь это тоже мужество, правда?” — спросила девочка. Очень хорош вопрос, который ставит перед своими учениками Е.И. Ильин: “В какой семье я хотел(а) бы воспитываться: в семье Болконских или Ростовых? Я даю этот вопрос на дом. Мне казалось, что все подростки непременно выберут Ростовых. Ничего подобного! “Голоса” распределяются почти поровну. Сторонники Ростовых говорят о взаимопонимании и дружеских отношениях в семье, о свободе младших, родительской мягкости. “Я бы не выдержал строгости и придирок старого Болконского, а у Ростовых всё без ссор и свободно”, — сказала одна моя теперешняя десятиклассница. Но и сторонники Болконских не сдаются. “У Ростовых нет порядка, они и хозяйство толком не ведут, а у Болконских дисциплина, порядок, долг. Старый князь воспитал Андрея человеком долга. Андрей уважает отца, даже доверяет ему воспитать своего сына, если родится сын. Я думаю, старый князь из кого угодно человека сделает! Мне, например, нужна дисциплина, а то я распускаюсь”.
При изучении творчества Чехова задаю прочитать один из рассказов, которые, по-моему, наиболее близки подросткам: «Событие», «Житейская мелочь», «Дома». На “пятёрку” нужно прочитать не менее двух. Потом на дом идёт вопрос: “Какой из чеховских рассказов мне наиболее близок и почему?” До сих пор помню (прошло лет двадцать) ответ мальчика (правда, сильного ученика), который с подкупающей искренностью говорил о том, что рассказы «Событие» и «Житейская мелочь» очень жизненны, потому что в них показано, как взрослые не понимают детей и не считаются с их чувствами.
В 11-м классе, когда прочитаны рассказы и повести Шукшина, Трифонова, Битова («Сад»), задаю на дом подумать над вопросом: “Какое из произведений этих писателей заставило меня задуматься? О чём?” Думаю, никогда не забуду, как один из мальчиков на уроке отвечал, делился пережитым: “«Обмен» Трифонова — это сама жизнь. Мои родители так же с дедушкой поступили. Когда он умирал, они квартиру обменяли, чтобы съехаться. А он не хотел с моим папой жить, они ссорились, и ему было плохо”. Что я могла тут сказать? “Не повторяй ошибок родителей”? Этого говорить было не нужно. Это уже сказал мальчику писатель.
Очень важно, когда есть такая возможность — давать разные варианты заданий, чтобы каждый мог выбрать то, которое ему больше по душе.
Эти нехитрые приёмы помогают достичь того, чтобы художественное произведение каждому подростку говорило что-то для него жизненно важное.
Мне было очень приятно, когда наш школьный психолог, проведя анонимное анкетирование, сообщил мне: среди предметов, по которым домашние задания бывают интересными, мои десятиклассники назвали литературу.