Архив
Задания заключительного этапа VIII Всероссийской олимпиады школьников по литературе
По многочисленным просьбам наших читателей публикуем задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, прошедшей 14–19 апреля в Нижнем Новгороде (см. «Литература». 2003. № 17).
Задания печатаются в том графическом исполнении, в каком они были получены редакцией по электронной почте от жюри Олимпиады.
Как и прежде, заключительный этап состоял из трёх туров, отдельно для учащихся 9, 10 и 11-х классов.
В первом туре — «Комплексный анализ художественного текста» — участники работали с произведениями: Н.М. Карамзин. «Евгений и Юлия: Русская истинная повесть» (9-й класс), Е.А. Баратынский. «Перстень», А.И. Куприн. «Брегет».
Во втором туре — «Интерпретация стихотворного произведения» — девятиклассникам предложили для разбора «Пир Петра Первого» А.С. Пушкина; десятиклассники должны были сопоставить «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» А.С. Пушкина и два одноимённых стихотворения Ф.И. Тютчева «Бессонница»; одиннадцатиклассники —стихотворения Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…», О.Э. Мандельштама «Отчего душа так певуча…», Н.А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе».
ЗАДАНИЯ III ТУРА
9-й класс
История и теория литературы, культура
1. Назовите литературных героев, которые задают эти вопросы.
а) И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?
б) О! кто ты? речь твоя опасна!
Тебя послал мне ад иль рай?
в) Или твоя вера запрещает полюбить меня?
г) А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?
д) Я странен… А не странен кто ж?
2. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
а) Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» - спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» - «Пять копеек». – «Это слишком дешево. Вот тебе рубль».
б) – Господин прапорщик, вы сделали поступок, за который и я могу отвечать…
- И полноте! что ж за беда? Ведь у нас давно всё пополам.
в) - Paul! – закричала графиня из-за ширмов, - принесите мне какой-нибудь новый роман, только, пожалуйста, не из нынешних.
- Как это, grand’maman?
- То есть такой роман, где бы герой не давил ни отца, ни матери и где не было бы утопленных тел. Я ужасно боюсь утопленников!
- Таких романов нынче нет. Не хотите ли разве русских?
А разве есть русские романы?.. Пришли, батюшка, пожалуйста, пришли!
г) «А кто это у тебя охает, старуха?» Я вору в пояс: «Племянница моя, государь; захворала, лежит, вот уж другая неделя». – «А молода твоя племянница?» – «Молода, государь». – «А покажи-ка мне, старуха, свою племянницу».
д) – Да чего ж ты рассердился так горячо? Знай я прежде, что ты такой сердитый, да я бы совсем тебе и не прекословила.
- Есть из чего сердиться! Дело яйца выеденного не стоит, а я стану из-за него сердиться!
Ну, да изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнаций! Только смотри, отец мой, насчет подрядов-то: если случится муки брать ржаной, или гречневой, или круп, или скотины битой, так уж, пожалуйста, не обидь меня.
3. В текст каких произведений включены эти песни? Назовите авторов данных произведений.
а)
Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.б)
Как по вольной волюшке –
По зелену морю
Ходят все кораблики,
Белопарусники.
Промеж тех корабликов
Моя лодочка,
Лодочка неснащеная,
Двухвесельная.
Буря ль разыграется –
Старые кораблики
Приподымут крылышки,
По морю размечутся.
Стану морю кланяться
Я низехонько...
в)
Усни, постель твоя мягка,
Прозрачен твой покров.
Пройдут года, пройдут века
Под говор чудных слов.
О милый мой! не утаю,
Что я тебя люблю,
Люблю как вольную струю,
Люблю как жизнь мою.г)
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кiльце ковбаски!
д)
К берегам священным Нила…
4. Назовите имя и отчество героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»:
- Фамусов;
- Молчалин;
- Горич;
-Скалозуб;
- Загорецкий.
5. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Ремарка»
6. В мире существует немало музеев литературных произведений, например музей Ромео и Джульетты в Вероне, музей Шерлока Холмса в Лондоне и др. Представьте, что вы – создатель музея романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Составьте текст вашей экскурсии по этому музею.
10-й класс
История и теория литературы, культура
1. Назовите литературных героев, которые задают эти вопросы.
а)
Ужель ни клятв, ни обещаний
ненарушимых больше нет?б) Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? … Долго ль еще мне мучиться!.. Для чего мне теперь жить, ну для чего?
в) Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь?
г) И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?
д) Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Разве я не чувствую, что в этом бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество, - высшая сила, - как хотите, - что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим?
2. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
а) «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» - «Где поется, там и счастливится». – «А как неравно напоешь себе горе?» – Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко».
б) – А дом этот давно стоит?
- Давно. Его еще дед построил, отец моей матери.
- Кто он был, твой дед?
- Черт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть.
в) - И-и в воскресение Лазаря веруете?
- Ве-верую. Зачем вам все это?
- Буквально веруете?
- Буквально.
- Вот как-с… так, полюбопытствовал. Извините-с.
г) - Все скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
- Но почему вы думаете, что он оставит что-нибудь нам?
- Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
- Ну, это еще недостаточная причина, маменька!
- Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.
д) – Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал.
- А чьею же?
- По родительскому обещанию.
- И что же такое с вами происходило по родительскому обещанию?
- Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.
3. В текст каких произведений включены эти песни? Назовите авторов данных произведений.
а)
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь. девицы.
Разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему…б)
Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.
в)
- Гуляй, млада, до поры,
До вечерней до зари!
Ай-лели, до поры,
До вечерней до зари.
- А я, млада, до поры,
До утренней до зари,
Ай-лели, до поры,
До утренней до зари!г)
Ты скажи, за что,
Молодой купец,
Полюбил меня.
Дочь крестьянскую?
Я не в серебре,
Я не в золоте,
Жемчугами я
Не увешана!
д)
…За холодной ключевой,
Кричит, девица, постой!
4. Назовите имена и отчества героев, а также произведения, в которых они появляются:
- Сквозник-Дмухановский;
- Штольц;
- Кабанова (Кабаниха);
- Раскольников;
- Флягин.
5. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Художественная деталь»
6. В мире существует немало музеев литературных произведений, например музей Ромео и Джульетты в Вероне, музей Шерлока Холмса в Лондоне и др. Представьте, что вы – создатель музея поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Составьте текст вашей экскурсии по этому музею.
11-й класс
История и теория литературы, культура
1. Назовите литературных героев, которые задают эти вопросы.
а) Но, Боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?
б) … он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?
в) Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
г) Хорошо! Как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?
д) Не об чем, люди говорят, твоему сердцу болеть. Так пошто оно так болит? Хорошо, ежли об чем одном болит – поправить можно, а ежли не об чем, обо всем вместе? Как на огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет. Никакого спасу. Сильно, выходит, виноватая. Что виноватая, я знаю, а сказал бы кто, в чем виноватая, в чем каяться мне, многогрешливой? Рази можно без покаяния?
2. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора.
а) – не тот ли поэт?
- Ну, да, - говорю, - он самый.
- Блондин?
- Ну, конечно, блондин!
- С кудрявыми волосами?
- Забавный такой господин!
б) – Благодарю… Но самое мое больное место – это наш приют. Понимаете, приют для порочных детей.
- О, вполне понимаю. Это, должно быть, что-нибудь очень смешное?
- Перестаньте, как вам не совестно смеяться над такими вещами…
в) – Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.
Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда: «душа в душу», «равнодушно», «душегуб», но душа…
- Это… очень опасно, - пролепетал я.
- Неизлечимо, - отрезали ножницы.
г) – Откуда вы это знаете? Рипиды, трикирии!
- Это вы меня не знаете.
- Не знал, что вы так религиозны.
- Это не религиозность. Я не знаю что… Но я, например, часто хожу по утрам или вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого…
д) – Нет, батенька,… объективность требует признать, что Эйзенштейн гениален. «Иоанн Грозный» - разве это не гениально? Пляска опричников с личиной! Сцена в соборе!
– Кривлянье!.. Так много искусства, что уже и не искусство. Перец и мак вместо хлеба насущного! И потом же гнуснейшая политическая идея – оправдание единоличной тирании. Глумление над памятью трех поколений русской интеллигенции…
- Но какую трактовку пропустили бы иначе?..
- Ах, пропустили бы? Так не говорите, что гений! Скажите, что подхалим, заказ собачий выполнял. Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!
3. В текст какого произведения включены эти песни? Назовите его автора.
а)
Что мне до шумного света,
Что мне друзья и враги,
Было бы сердце согрето
Жаром взаимной любви.б)
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
в красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!в)
- Колода-дуда,
Иде ж ты была?
- Коней стерегла.
- Чего выстерегла?
- Коня с седлом,
С золотым махром…
- А иде ж твой конь?
- За воротами стоит.
- А иде ж ворота?
- Вода унесла.
- А иде ж гуси?
- В камыш ушли.
- А иде ж камыш?
- Девки выжали.
- А иде ж девки?
- Девки замуж ушли.
- А иде ж казаки?
- На войну пошли…
г)
На сумерки буен ветер загулял,
Широки мои ворота растворял, -
Широки мои ворота растворял,
Белым снегом путь-дорогу заметал.д)
–Эх, верую, верую!
Ты-на, ты-на, ты-на – пять!
Все оглобельки – на ять!
Верую! Верую!
А где шесть, там и шерсть!
Верую! Верую!
4. По фрагментам из манифестов и деклараций определите течения и группировки.
а) После всех «неприятий» мир бесповоротно принят…, во всей совокупности красот и безобразий. Отныне безобразно только то, что безОбразно, что недовоплощено, что завяло между бытием и небытием.
б) Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
в) Жизнь идет к осуществлению наших лозунгов:
Ничего не пишите!
Ничего не читайте!
Ничего не говорите!
Ничего не печатайте!
5. Назовите имена и отчества героев, а также произведения, в которых они появляются:
- Гаев;
- Мелехов;
- Берлиоз;
- Живаго;
- Шухов.
6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Ирония».
7. В мире существует немало музеев литературных произведений, например музей Ромео и Джульетты в Вероне, музей Шерлока Холмса в Лондоне и др. Представьте, что вы – создатель музея романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон». Составьте текст вашей экскурсии по этому музею.
* * *
Как и в прошлом году, намеренно даём цитатные вопросы третьего тура без ответов, оставляя читателям возможность самим почувствовать себя участниками Олимпиады.
Ответы будут опубликованы в следующем номере «Литературы».