Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Архив

№ 68

1. Стихотворение А.А. Фета «Поэтам» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение А.С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка).

2. «…По роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений… и по масштабу своей душевной муки - Горький - русский писатель» (А.А. Блок).

3. Герои и сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана».

4. Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого.

5. «Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге» (А.А. Блок). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

Пожалуй, это один из самых неприятных для выпускника набор тем. В самом деле, Фет — не самый читаемый в школе поэт, равно как и Жуковский, который и позабыться-то уже успел. Стихи Заболоцкого трудны для восприятия и анализа. Поэтому, как это ни парадоксально, самой приемлемой тут оказывается пятая — свободная тема. Беспокойство и тревога — это, конечно, постоянный поиск, постоянное недовольство человека самим собой. Прекрасно сюда вписываются, например, герои «Войны и мира» — Болконский, Безухов, Николай Ростов, которые не останавливаются в поиске своего предназначения, даже если эти поиски ставят под угрозу саму их жизнь. С некоторым “скрипом” можно поговорить в рамках этой темы и о Раскольникове, которого на преступление толкнули как раз тревога и беспокойство за своих близких, за всех “униженных и оскорблённых”, неутолённое чувство справедливости.

Первая тема — о Фете — также представляется вполне возможной, разумеется, при условии хорошего знания текста. Стихотворение это входит в давно сформированную в русской и мировой литературе традицию стихов о поэтах и поэзии. Выпускнику предстоит ответить на вопрос о сути поэзии в понимании Фета — поэзии, которая способна остановить мгновенье, которая являет собой чудесный островок вечной красоты среди безрадостных “торжищ житейских”. В принципе это несложно описать. Некоторые затруднения (впрочем, преодолимые) может вызвать лишь несюжетный характер стихотворения Фета.

Третья тема не нуждается в особых комментариях, поскольку предполагает всего-навсего описание и анализ сюжета и героев баллады Жуковского «Светлана». Разумеется, нельзя пройти мимо характеристики самого балладного жанра, а также фольклорных влияний в балладе.

Как уже было сказано, тема по лирике Заболоцкого трудна уже хотя бы тем, что творчество поэта явственно разбивается на два периода — ранний и поздний, которые весьма не похожи друг на друга ни в тематике, ни в поэтике. Единственная тема, которую можно безошибочно описать в качестве главной, — это тема природы. Для Заболоцкого почти на всех этапах творческой эволюции природа — это высшее начало, воплощение мировых законов бытия. При этом в творчестве Заболоцкого последовательному разрушению подвергаются романтические и сентименталистские штампы. Поэт заявляет прямо: “Я не ищу гармонии в природе” — и создаёт жутковатую картинку круговорота всеобщего поедания:

Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорёк пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ глядели из травы.

Философия природы Заболоцкого предполагает такое её понимание, при котором такие понятия, как “трагедия”, “справедливость” и тому подобное, теряют всякий смысл. Природа для него — основная мировая субстанция, и к ней неприменимы этические понятия (добро, зло) так же, как, например, к молнии, зажёгшей дом. Из других тем Заболоцкого возможно было бы взять его цикл «Последняя любовь» с разработкой весьма редкой для русской литературы темы любви на закате жизни.

Наконец, совершенно неприемлемой представляется в силу своей формулировки вторая тема — о Горьком. И так не очень легко писать о нём, базируясь на произведениях, вошедших в школьную программу, а тут ещё блоковская цитата в теме, которая заставляет рассматривать Горького прежде всего как “русского писателя”. Я думаю, что если бы Блок узнал, что его слова сделают темой школьного сочинения, он бы взял их обратно немедленно. Неужели непонятно, что фраза эта — полемическая, что “роковая сила таланта, кровь, благородство стремлений и масштаб душевной муки” свойственны любому настоящему писателю, независимо от национальности? Что касается Горького, то, увы, его послеоктябрьская эволюция полностью исключила возможность применения к нему блоковских слов.

А.А. Кобринский

Рейтинг@Mail.ru