Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Архив

№ 67

1. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ XXIII главы из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», часть третья, том второй.)

2. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов?

3.

а) Образ «вечного студента» Трофимова в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».

б) Тема времени в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».

4. Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына.

5. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять…» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

Чем ближе к концу, тем “всё страньше и страньше!”, говоря языком Алисы, становятся темы экзаменационных сочинений. Вот, к примеру, тема № 5, сформулированная в виде цитаты из Чехова: “Честь нельзя отнять, её можно потерять”. Ввиду некоторой двусмысленности формулировки мы бы не рекомендовали писать сочинение на эту тему. Мало ли что придёт в голову и проверяющим, и пишущим.

Не лучше обстоит дело и с темой № 2. Её мы советуем брать только истинным ценителям поэзии, и причём не только классической, но и современной. Для определения понятия “современная поэзия” предлагаем обратиться к тому «Русская литература. ХХ век» «Энциклопедии для детей» («Аванта +»), согласно которому с 1986 года, то есть со времени перестройки, для нашей поэзии началось новое время. Речь в этом томе идёт о действительно современных авторах, имён которых вы не найдёте в школьном учебнике. Это О.Седакова, В.Кривулин, С.Гандлевский, Т.Кибиров, Д.А. Пригов и другие.

Впрочем, можно пойти и вполне традиционным путём: написать сочинение об одном из поэтов, заявивших о себе гораздо раньше указанного периода. В этом случае вполне подойдут Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, В.Высоцкий или менее “громкие” — В.Соколов, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Тарковский. Не забудем также и о нобелевском лауреате И.Бродском. Каждый из этих поэтов отличается “лица необщим выраженьем”, поэтому в сочинении необходимо не просто рассказать о творчестве “своего” поэта, но и показать особенности его индивидуального поэтического стиля.

Итак, темы № 2 и № 5 для большинства, по-видимому, отпадут сразу же. Однако и в этом пакете есть по крайней мере три темы, по которым можно написать вполне приличные работы.

Тем, кто владеет навыками анализа эпизода, советуем взять сцену объяснения Наташи Ростовой и Андрея Болконского (тема № 1). Это одна из самых красивых и поэтичных сцен в романе. Следуя законам данного жанра сочинения, следует рассказать как о самом эпизоде, так и о его месте в произведении. Свяжем воедино такие эпизоды, как «Ночь в Отрадном», «Первый бал Наташи Ростовой», данный эпизод и страницы, посвящённые “преступной”, по убеждению самой Наташи, любви Наташи к Анатолю, и увидим не только логику “сцепления эпизодов”, но и логику авторской мысли в построении образа любимой героини Толстого.

Обратим внимание на поэтичность и лиризм объяснения Наташи и князя Андрея, на психологизм Толстого в передаче чувств всех участников этой сцены (решимость князя Андрея и его недоумение, волнение старой графини и одновременно отчуждённость по отношению к жениху и, наконец, целую гамму эмоций Наташи, силу и стихию её чувств).

Тема № 3 сформулирована на редкость примитивно — просто “образ” “вечного студента” в пьесе «Вишнёвый сад». Если вы помните хоть что-нибудь о Пете Трофимове, смело можете писать сочинение на эту тему. Подойдёт всё. Тем же, кто претендует на “пятёрку”, следует помнить о многих особенностях чеховской драматургии и, в частности, о том, что в пьесах Чехова нет привычного деления на главных и второстепенных персонажей, на “святых” и “подлецов”, что каждый из них несёт определённую нагрузку, выражает определённое настроение и подтекст.

Образ студента Пети Трофимова связан в пьесе с перспективой времени (недаром он “вечный студент”), предчувствием “новой жизни” и устремлённостью к ней. Особенно важно для характеристики образа четвёртое действие.

Петя — ещё одна, новая, разновидность русского Дон Кихота. Он смешной и нелепый. Вспомните, какие сцены с этим персонажем невозможно забыть. Очевидно, когда Петя падает с лестницы, или когда теряет калоши (а какая дорога без калош!), или когда говорит: “Мы выше любви!..” Но не будем забывать, что, как и все герои Чехова, Петя дан в двойном освещении. В сочинении уместно говорить о положительных и отрицательных чертах характера “вечного студента” Пети, а также о композиционной антитезе образов Трофимова и Лопахина.

Тема № 4, пожалуй, наиболее приемлемая во всём комплекте. Проблему взаимоотношений человека и власти лучше всего рассмотреть на примере повести «Один день Ивана Денисовича».

Очевидно, что из трёх основных значений слова власть (“право и возможность распоряжаться чем-либо; государственное управление и его органы; лица, облечённые правительственными полномочиями”) тема предполагает прежде всего второе и отчасти третье значение. Иными словами, речь пойдёт о государстве и человеке, о духовном противостоянии человека растлевающему влиянию власти.

Можно выделить две группы персонажей: тех, кто поддался системе, принял законы лагеря, и тех, кто не смирился, кто остался человеком и в этих нечеловеческих условиях.

Уже на первой странице повести звучит грозное предупреждение: “В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать”. И, действительно, мы видим жалкую участь людей, сломленных страшными условиями лагерной жизни. Это шакал Фетюков, десятники Дэр и Шкуропатенко, стукач Пантелеев, придурки и блатные. Но один день одного зэка, описанный Солженицыным, даёт представление прежде всего не о них. В лице тихого и терпеливого Ивана Денисовича Солженицын создал обобщённый образ русского народа, способного перенести любую напасть.

Важно показать в сочинении, что позиция автора лишь отчасти совпадала с идеологией хрущёвской “оттепели”, а именно там, где речь шла о сталинских беззакониях. В действительности его критика шла гораздо дальше и распространялась на всю тогдашнюю государственную систему в нашей стране. Расхождение авторской позиции с “передовой” идеологией проявилось в изображении духовных основ противостояния всей тоталитарной системе. Ключевой для понимания конфликта между тоталитарным государством и народом становится фраза Буйновского о солнце, которое “с тех пор, как декрет был, выше всего в час стоит”. “Наивный” комментарий Шухова: “Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?” — ярко высвечивает противостояние Шухова им, тем, кто олицетворяет власть.

Н.А. Борисенко

Рейтинг@Mail.ru