Архив
№ 61 |
1. Анализ второй главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».
Анализ рассказа В.М. Шукшина «Чудик».
2. «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы» (Ф.М. Достоевский).
3. Духовная высота «простого человека» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. «Не с теми я, кто бросил землю…». (Патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой.)
5. «…Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
Консультация
№ 1
Во вступлении следует вспомнить, что в раннем творчестве Маяковский испытал влияние футуризма («А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно» и др.). Программное произведение Маяковского в это время — поэма «Облако в штанах» (1915). Первоначальное название произведения — «Тринадцатый апостол». В предисловии ко второму изданию Маяковский так определил её направленность: “«Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — четыре крика четырёх частей”. Во второй части поэмы обращаем внимание на авторское “я”, многократно начинающее строфу. Это лирический герой говорит с читателем. Он посвящает нас в тайну своего творчества, говорит о высоком предназначении поэтического слова (“Я, златоустейший, чьё каждое слово душу новородит...”), страдает из-за непонимания (“Я, осмеянный у сегодняшнего племени...”), определяет своё отношение к революции (“...в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год”). Трагедийность поэмы усиливается отсутствием эха, глухотой мира, человечества — всех, к кому обращён страстный монолог поэта: “...Вам я душу вытащу, растопчу, чтоб большая! — и окровавленную дам, как знамя”). В заключение сочинения обращаем внимание, что нагромождение усложнённых образов, формалистические эксперименты и искусственные словообразования, свойственные футуризму, постепенно ушли из его поэзии. Отмечая особенности своих ранних произведений, Маяковский говорил: “...Во всех дальнейших вещах... я старался делать так, чтобы они доходили до возможно большего количества слушателей”.
№ 2
Сама формулировка темы даёт пищу для размышлений: можно согласиться с высказыванием Ф.М. Достоевского и аргументированно доказать, что Татьяна действительно главная героиня романа или, напротив, опровергнуть мысль Достоевского и доказать, что название роману «Евгений Онегин» дано автором продуманно и обоснованно. Попробуем согласиться с Достоевским и объяснить, что Татьяна — любимый пушкинский образ: “...Я так люблю Татьяну милую мою” (А.С. Пушкин). На какие основные моменты можно обратить внимание при раскрытии этой темы? С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над окружающей средой. Татьяна обладает высокими нравственными качествами (цельность, благородство, верность супружескому долгу, простота характера, ум, пламенное и нежное сердце).
№ 3
Высокие нравственные качества человека проявляются в минуты суровых испытаний. Поэтому, говоря о военных событиях, Толстой не только даёт широкие полотна батальных картин, но показывает мужество и героизм русских солдат, создаёт образы настоящих героев (командир Тимохин, капитан Тушин), прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твёрдых в исполнении своего воинского долга. Особое место в романе занимают образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Именно в образе Платона Каратаева Толстой воплотил лучшие черты русского крестьянства: доброту, душевную гармонию, терпение, христианское смирение. Что же привлекает нас в этом герое? Его человечность, способность выдержать любое испытание и не сломаться, не утратить веры в жизнь, основанной на бескорыстной и всепоглощающей любви ко всему земному миру. Антиподом Платону Каратаеву выступает Тихон Щербатый, крестьянин из отряда Денисова. Именно этот бесстрашный, находчивый партизан любим Толстым как живое воплощение “мысли народной” в романе.
№ 4
Эпиграфом к сочинению может быть продолжение цитатного названия темы: “Не с теми я, кто бросил землю // На растерзание врагам, // Их грубой лести я не внемлю, // Им песен я своих не дам”. Эти слова помогут приступить к вступлению, основная мысль которого заключена в единстве пути поэтессы и народа. В своих стихах («Мне голос был...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Родная земля») Ахматова утверждала, что большой поэт в годы народных потрясений не может не быть “голосом” своего Отечества. В основной части можно раскрыть тему на материале таких стихотворений, как «Клятва», «Мужество», «Реквием», «Поэма без героя», «Родная земля». Именно в «Реквиеме» Ахматова впервые осознала свой гражданский долг, свою священную обязанность быть голосом своего народа. В годы Великой Отечественной войны Ахматова пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России. Её публицистические стихотворения «Клятва», «Мужество» были своеобразными, огранёнными до алмазной твёрдости формулами воодушевлённого, гневного, воинствующего патриотизма. В цикл «Ветер войны» вошли стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жён, сестёр русских солдат. Заключительным аккордом к теме Родины звучит стихотворение «Родная земля».
№ 5
Это тема-рассуждение. Во все века люди стремились к красоте как к идеалу гармонии человека и мира, любви и совершенства. Представления о красоте менялись, но убеждение, что “красота спасёт мир”, оставалось. В поисках совершенства человек проводит всю жизнь, подсознательно тянется к прекрасному, потому что только “красота обладает силой и даром вносить мир в сердца” (М.Сервантес). Предлагаем вариант раскрытия этой темы на сопоставлении двух женских образов в романе «Война и мир» (истинная и ложная красота в образах Наташи Ростовой и Элен Курагиной). Если Элен — это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, она напоминает прекрасную, бездушную статую, то Наташа — воплощение духовной красоты, искренности, непосредственности, любви к людям. В заключение можно процитировать русского поэта Н.Заболоцкого: “...Что есть красота // И почему её обожествляют люди? // Сосуд она, в котором пустота, // Или огонь, мерцающий в сосуде?” — и определить своё отношение к поставленной проблеме.