Архив
№ 57 |
1.
а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ II главы из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», часть восьмая, книга четвертая.)
б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из романа М.А. Шолохова «Поднятая целина», глава XXIV, книга вторая.)
в) Автор в доме Екатерины Ивановны. (Анализ эпизода из рассказа К.Г. Паустовского «Зарубки на сердце».)
2. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин - мало кто умеет» (А.А. Блок).
3. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
4. Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий.
Тема природы в творчестве В.Г. Распутина.
5. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
Консультация
№ 1
а) При анализе первого эпизода нужно обратить внимание на следующее: женщины на хуторе Татарском в ожидании казаков, радость женщин, дождавшихся своих мужей; Ильинична “с величайшим нетерпением ждала сына и вспоминала о нём при всяком случае”; приезд с фронта Мишки Кошевого, её заклятого врага; приход Мишки к Мелеховым, встреча его с Дуняшкой; Ильинична упрекает Мишку в гибели старшего сына Петра и убийстве свата Коршунова, называет его “душегубом”; Мишка продолжает ходить к Мелеховым и предлагает им свою помощь в хозяйстве; Мишутка, сын Григория, потянулся к Мишке; тяжёлая болезнь Мишки Кошевого; “непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку” проснулась в сердце Ильиничны.
Но нельзя ограничиваться пересказом. Нужно показать, как Гражданская война калечила человеческие судьбы (Мишка, молодой ещё казак, вернулся страшно исхудавшим и больным). От природы жалостливый и чувствительный (“Животную не могу убить...”), он становится невольным убийцей. Он не испытывает жалости к врагам: “На то она и война”. Важно показать, что Шолохов умеет передать каждое движение человеческой души: Ильинична, пережившая смерть сына Петра, находит в себе силы простить Мишку, даёт согласие на свадьбу Дуняшки.
№ 2
Предложим один из возможных эпиграфов. Есть в стихотворении «Ещё и холоден, и сыр...» (1901) строки, которые передают любовь Бунина к природе: “Нет, не пейзаж влечёт меня, // Не краски жадный взор подметит, // А то, что в этих красках светит: // Любовь и радость бытия”. Действительно, лирика Бунина — это не только славословие России, не только выражение глубочайшей и поэтической его любви к своей стране, но и выражение печали и восторга перед ней. Россия предстаёт у Бунина в прелести серых дней, покое полей, дождей и туманах, а порой в бледной лучезарности, в тлеющих широких закатах. Всё богатство палитры художника можно увидеть в таких стихотворениях, как «Октябрьский рассвет», «Иней», «Холодная весна», «Вечер», «Свет незакатный», и других. Сила изобразительности у Бунина необыкновенна: его стиль совмещает в себе и острую чёткость гравюры, и плотную многоцветность живописи. Краска рождает запах, цвет — краску, а звук рождает особое душевное состояние то сосредоточенности и печали, то радости жизни с её тёплыми ветрами, шумом деревьев, милым смехом детей и женщин. Каждое из названных выше стихотворений даёт возможность убедиться в мастерстве Бунина-поэта. Язык его поэзии прост, почти скуп, чист и живописен. Закончить сочинение можно словами Блока (фрагмент из этого высказывания в названии темы): “Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги и первого стихотворения «Листопад» признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии...”
№ 3
Здесь в качестве эпиграфа можно предложить стихи из денисьевского цикла: “О, как убийственно мы любим, // Как в буйной слепоте страстей // Мы то всего вернее губим, // Что сердцу нашему милей!” Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает её как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, и “блаженство, и безнадёжность”. С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвящённых Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим...», «Я очи знал, — о, эти очи!», «Последняя любовь», «Есть и в моём страдальческом застое...» и другие). Стихотворения этого цикла драматичны по фабуле, а по характеру речевой композиции чаще представляют скрытый диалог. Они проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье. Денисьевский цикл — это “роман в романе”, в нём весь смысл тютчевского понимания жизни, ибо если время и космос поглощают всё, то победа человека — в силе переживаний, в страсти, бросающей вызов звёздной бездне, в подвиге любви и служения. Стихи Тютчева о любви носят психологический и философский характер.
Разбор любовной лирики Тютчева будет неполным, если не сказать о стихотворениях, посвящённых Амалии Крюденер, — «Я помню время золотое...» и «Я встретил вас...» В заключение желательно назвать любимое стихотворение Тютчева о любви и рассказать о нём (восприятие, истолкование, оценка).
№ 4
Тема рассчитана на учащихся, интересующихся современной литературой. Напомним о некоторых незаурядных произведениях. Это «Улетающий Монахов» Андрея Битова, где писатель раскрыл неоднозначную историю души, исполненной искренних переживаний, тревожных мыслей и всё-таки утрачивающей врождённые силу и свет; рассказ В.Токаревой «День без вранья»; рассказы В.Ф. Тендрякова «Апостольская командировка» и «Покушение на миражи» («Евангелие от компьютера»); А.Солженицына «Как жаль», «Пасхальный крестный ход». Интерес представляют повести В.Аксёнова «Звёздный билет» — о проблемах молодёжи, «Свияжск» — о приобщении к Божественной истине.
№ 5
Вечная тема для каждого человека, самая актуальная в наше время, — “добро и зло”, очень ярко выражена в русской литературе XIX века. Вспомним А.С. Пушкина: “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...”; или М.Ю. Лермонтова: “К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы...” Так что же такое добро? Какие понятия оно вмещает в себя? Это и сострадание, и милосердие, и бескорыстное желание помочь человеку, и готовность поделиться с ближним тем, что имеешь, и умение морально поддержать человека в трудную минуту. Всё это можно определить одним словом — гуманизм. В качестве примера предлагаем вспомнить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (доброта Петра Гринёва, готовность Василисы Егоровны умереть вместе с мужем, благородство Пугачёва, помнящего добро и готового отплатить тем же)… В заключение сочинения следует сказать, что добро и зло занимают важное место в творениях русских писателей, потому что эти нравственные категории являются определяющими в духовной жизни человечества. Русская литература, взращённая на христианских идеях, стремилась раскрыть губительную силу зла и уберечь душу от его воздействия.