Архив
№ 33 |
1. Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», глава II, часть вторая, том первый.)
Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», глава XIX, часть третья, том первый.)
2. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева?
3. Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По романам «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)
Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
4. «Я научилась просто, мудро жить…» (Философские мотивы лирики А.А. Ахматовой.)
Тема Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой.
5. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
Консультация
№ 1
Самый удачный ход анализа — вслед за автором.
Вспомним, что в первой главе Толстой показывает предшествующую смотру подготовку, даёт описание “плачевного состояния” русской армии и желания отцов-командиров показать своих солдат лучшим образом, что не совпадает с желанием главнокомандующего Кутузова.
Собственно эпизод начинается с крика “Едет!” и общего волнения, что опять же не совпадает со спокойным настроением Кутузова. Интересно состояние полкового командира (“исполнял обязанности подчинённого с ещё большим наслаждением, чем обязанности начальника”) и достаточно легкомысленное поведение свиты (смех, передразнивания).
Особое внимание нужно уделить встрече Кутузова с Тимохиным, важной для дальнейшего понимания характера главнокомандующего, его разговору с Долоховым. Интересно сравнить поведение Тимохина и Долохова, так как это начало размышлений об истинном и ложном героизме.
Необходимо определить задачи эпизода — показать нелепость парадности происходящего. Показать, что война не нужна ни солдатам, ни Кутузову, он пытается оттянуть её начало. Война непопулярна. Эпизод этот — отправная точка для формирования отношения читателя к войне (со смотра начинается война 1805 года).
Эпизод важен для постижения образа Кутузова. Именно здесь мы начинаем понимать, что он истинный полководец, стратег, человек, чувствующий настроение солдат, он видит реальные нужды армии, он против войны.
№ 2
Тютчев, поэт-мыслитель, один из родоначальников русской философской лирики, раньше других почувствовал, что цивилизация стоит на пороге грандиозных потрясений. Размышление о причинах трагического мировосприятия лирического героя можно построить на основе анализа стихотворений «День и ночь», «Последний катаклизм», «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Осенний вечер», стихотворений из цикла, посвящённого Е.А. Денисьевой, «Наш век».
В этих произведениях показана борьба хаоса и гармонии в душе и жизни человека, в общении между людьми, людьми и природой. Неутолимая тоска, тревожность, невозможность найти выход, так как герой сталкивается с бездной жизни, жизни, в которой он одинок. Замкнутая в себе личность чаще всего находится под угрозой гибели и в минуты счастья, любви. Любовь подламывает лирического героя, имеет трагический исход, так как даёт ему больше, чем он может вместить. Утрата веры, духовный кризис — также причина трагизма лирического героя. Только “сердечное знание Христа” может победить хаос. Постепенное умиротворение наступит только в зрелых стихах. Лирический герой проходит сложный путь сомнения, неверия, душевных метаний, в чём-то предвосходящая путь героев Достоевского.
№ 3
Сочинение можно строить в жанре сочинения-рассуждения, в основе которого лежит характеристика нескольких героинь и анализ способов воплощения их образов. Героинь произведения (Анну Сергеевну Одинцову, Евдоксию Кукшину, мать Базарова Арину Власьевну, Фенечку), различных по возрасту, своему положению, объединяют их отношения с главным героем, Базаровым. Встреча с Одинцовой, неудача в интрижке с Фенечкой, жизнь собственной матери помогают ему понять сущность любви, которую он отрицал в силу своих убеждений. Можно многое сказать о каждой из героинь, но необходимо следить за тем, чтобы не получилось отдельных мини-сочинений, необходимы плавные переходы, сопоставление. Интересен образ Кукшиной, она выбивается из привычного понимания женского характера; всё, что мы узнаём о ней, не только значительно принижает нигилистические взгляды вообще и Базарова в частности, но является косвенным разоблачением нигилизма, а также очень убедительно показывает, какой вообще не должна быть женщина.
Но главное — всё, что мы узнаём об отношениях Базарова с героинями, помогает развенчать его теорию отрицания не только в области общественной и научной, но и области обычных человеческих отношений. Жизнь и человеческие отношения оказались гораздо сложнее этой теории.
№ 4
Рассуждение надо строить исходя из слова “мотивы”, заявленного в теме.
Мотив является составным элементом произведения искусства, в данном случае всей лирики Ахматовой, так как, наверное, нельзя выделить какие-то отдельные философские стихотворения в её творчестве. Вся жизнь и творчество Ахматовой — это “дорога к храму”, каждая её строка, начиная с первых поэтических опытов, наполнена не только интимно-лирическим настроением. Жизнь — прекрасный дар, она тленна и быстротечна; человек — часть природы, необходимо жить в гармонии с ней, быть благодарным за то, что она даёт человеку. Гармония в понимании Ахматовой — это способность принимать мир во всех его противоречиях, со всеми его законами.
Для анализа можно взять стихотворения 1912–1913 годов (так называемый “слепнёвский период”), к которому и принадлежат строки “Я научилась просто, мудро жить…”, хотя, конечно, философские мотивы лирики Ахматовой не ограничиваются этим периодом. Можно рассмотреть и другие лирические миниатюры («Перед весной бывают дни такие…», «Приморский сонет», «Муза» и даже «Мне ни к чему одические рати…» (эти стихотворения есть в перечне обязательного минимума), а также стихотворения на своё собственное усмотрение, но при этом нужно хорошо понимать их философское начало и уметь это убедительно объяснить.
№ 5
Тему можно раскрыть на примере многих известных произведений русской литературы конца ХХ века, но главное, что должен помнить выпускник, — нравственный идеал в литературе этого периода утверждается часто “от противного”, то есть констатируется факт деградации общества и человека, исследуются причины, объявляется об ответственности за эту деградацию.
Писатели пытаются помочь читателю решить для себя: где, как и когда формируются нравственные основы личности; помогают сделать правильный нравственный выбор. Идеал же остаётся вечным — это любовь к земле, к человеку, основанные на исторической памяти, гармоничная семья, взаимопонимание людей, человека и мира. Какой бы жестокой ни описывалась действительность в этих произведениях, безысходности нет, а есть вера в человека, в его духовность, разумность. В этом гуманизм русской литературы. Сочинение пишется в жанре сочинения-рассуждения или, что скорее более верно, сочинения-размышления.