Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Архив

№ 32

1. Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге» (восприятие, истолкование, оценка).

2.

а) Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

Почему Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

б) В чем состоит драма Ларисы Огудаловой? (По пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».)

3. «Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Военные эпизоды в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

4. Философские мотивы лирики С.А. Есенина.

Лирический герой поэзии С.А. Есенина.

5. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

№ 1

Анализ начнём с вопроса: “Почему стихотворение включено в цикл «Родина»?” И тогда возникнет образ дороги, стремительного, страшного, а иногда и жестокого движения вперёд, русской девушки в пёстром платке, образ неблагополучия и ожидания.

Но очевидно также и другое: в это время (1910) Блока волнует тема утраченного счастья, пролетевшего мимо и скрывшегося вдали («Ночные часы»). В письме Е.Иванову по поводу стихотворения «На железной дороге» он пишет о том, что так “…жизнь следует мимо…” и “…так ещё ждут счастья”.

Надо обратить внимание на следующее: пространство поезда, набитого людьми, занятыми своими заботами, дороги как символа жизни, пролетающей мимо, насыпь, под которой — девушка, раздавленная “…любовью, грязью иль колёсами…”; и время — прошлое (в котором были красота, стать, ожидание чуда, внимание и “пустынные глаза вагонов”, равнодушие) и настоящее (когда всем “…всё равно, а ей — довольно…”). Трагедия одинокой раздавленной личности при равнодушии мира. Недаром Блок говорил о бессознательном подражании эпизоду из романа «Воскресение».

Ожидание близких и, может быть, страшных перемен заставляло и современников Блока воспринимать это стихотворение с точки зрения того неблагополучия, во власти которого находилась тогда страна. Поэтому, говоря о героине стихотворения, Е.Иванов писал: “…Это буря, бурей выкинуло…”

Так станет ясна ещё и будущая трагедия тех, кто был “сонным”, с “ровным взглядом”, кто был равнодушен, не почувствовал приближения новой эпохи.

№ 2

а) Само название пьесы подсказывает, что главная тема драмы — тема суда над личностью в социальном, психологическом и философском смысле. Калинов судит Катерину с позиции абсолютной уверенности в своей праведности. Почему же подсудимой оказалась именно Катерина? Первоначально её отличало от калиновцев немногое:искренняя вера в Бога, чувствительность, интуитивное понимание добра. Но живое чувство пробудило в ней личность, теперь её “горячее сердце” жаждет правды, справедливости (2-е явление, 2-е действие — спор с Варварой), она уже не только мечтательна, поэтична, но и решительна, сильна. Больше всего она боится не греха любви, а греха лжи, поэтому способна сама судить себя по совести (сцена покаяния), а это уже свидетельство зрелости личности. Свидетельство этой зрелости — 5-й акт пьесы. Необходимо подчеркнуть важную роль образа Катерины в разоблачении “тёмного царства”. Сравнивая Катерину с калиновцами, нужно помнить о том, что она из их среды, а значит, имеет черты сходства с калиновцами: необразованность, ограниченный кругозор, наивность. Но решительный характер, способность на бунт, а главное, нравственная высота отличают Катерину от жестокого, самодовольного, невежественного общества, основанного на власти денег и слабости законов, крайнем эгоизме, равнодушии к общественному благу и жестокости отношений.

б) Здесь уместно обратиться к финалу пьесы, который подсказывает читателю, что разрешение конфликта внешнего действия: любовь — разочарование — трагическая развязка — не объясняет ни внутренней противоречивости характера героини, ни отсутствия в её душе крепких нравственных устоев, ни тяги к роскоши и блеску при чистоте чувств, доброте, правдивости. Очевидно, что конфликт искреннего чувства и расчёта окружающих, равнодушие их к судьбе людей — главный психологический конфликт драмы. Даже некоторые детали (цыганский хор в финале) подсказывают нам, в чём драма героини. Тот порядок вещей, при котором молодая прекрасная женщина стала игрушкой, вещью, осуждается автором, при этом самое главное обвинение ему — это та двойственность души Ларисы, которая содействовала её драме.

№ 3

Очевидно, что данного аспекта исторической концепции Толстого недостаточно, чтобы раскрыть тему. Необходимо представить всю концепцию в целом (см.: т. 3, ч. 1, гл. 1 и часть 1-я эпилога), которая состоит и в отношении к войне как преступлению, в историческом фатализме, в двух сторонах свободы, личной и “роевой”, и в том, что “воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима”. Это выводит нас на ключевой вопрос исторической концепции Толстого: “Какая воля управляет всем?”

Лучше всего положение о том, что народ — движущая сила истории, раскрыть на примере Бородинского сражения. Важно вспомнить и то, чьими глазами мы видим сражение (не надо было видеть диспозицию, но надо было увидеть величие духа людей, защищающих свою землю), как показан героизм и патриотизм русских на Бородинском поле, каким изображается Кутузов, управляющий духом войска, Андрей, осознавший народную правду антитезы солдат и штабистов, войны и природы, Кутузова и Наполеона как один из способов выражения авторской позиции — всё приводит нас к ответу на вопрос темы: воля истории и воля народа управляют всем.

№ 4

Нужно иметь в виду, что все коренные вопросы бытия, затронутые в творчестве Есенина, связаны с судьбой России и родного народа. Даже ранние стихи поэта дают нам крестьянско-христианское представление о мире, где православие связывается с древнейшими мифами, поэтому ветер в его лирике “целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу”, а “сосны и ели поют Ему «Осанна»”.

Есенин остро чувствовал движение времени, бренность мира, оттого главный философский мотив его лирики — любовь к жизни, воплощённая в любви к женщине, матери, Родине, “братьям нашим меньшим”. В этом смысл человеческого бытия, по мысли Есенина.

С судьбой Родины связан ещё один философский мотив есенинской лирики — мотив губительности цивилизации для природы, для красоты, то есть для того, в чём видел поэт смысл человеческого бытия («Мир таинственный, мир мой древний…», «Сорокоуст»). Отсюда закономерная мысль о том, что счастливы те, “…что в жизни опростели под весёлой ношею труда”, в душе которых есть воспоминания о любви и наслаждение от слияния с миром природы («Каждый труд благослови, удача…»).

№ 5

Эти слова дают ориентир на те произведения, где особое внимание уделено самоанализу героя («Герой нашего времени»; романы Достоевского; «Война и мир», «Воскресение»). Тех произведений, где главная мысль — это мысль о невозможности познания мира без понимания себя, самореализации, поисков истины, изменения мира без самоусовершенствования. Значительность личности находится в прямой зависимости от способности к разговору с собственной совестью (вспомним Евгения Онегина в 1-й и 8-й главах, Раскольникова в начале романа «Преступление и наказание» и в его эпилоге). Надо помнить, что это тема дискуссионного характера.

О.В.Евтеева

Рейтинг@Mail.ru