Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Архив

№ 22

1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…» (восприятие, истолкование, оценка).

2.

а) Кто виновен в гибели вишневого сада? (По комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».)

б) К чему стремятся и в чем разочаровываются героини пьесы А.П. Чехова «Три сестры»?

3. Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Основная проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

4. Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений.)

Тема русской деревни в современной прозе. (На примере 1-2 произведений русской и родной литературы.)

5. «Поэзия - плуг, взрывающий время…» (О.Э. Мандельштам). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

Консультация

№ 1

Биографические истоки и творческая история стихотворения недостаточно исследованы, поэтому остановимся на формальном аспекте и мотивном анализе. Укажем на смелое сочетание сатиры и элегии. Мотивы жизненного маскарада и сатанинского бала. Призрачность того, что непосредственно окружает лирического героя, и подлинная реальность воображаемого прошлого (Лермонтовская энциклопедия). Мотив “потусторонней” возлюблённой (“мечты моей созданье”), очень устойчивый в поэзии Лермонтова. Богатство цветовых эпитетов — в стихах Лермонтова засияли краски мира (ср. “Когда волнуется желтеющая нива…” и так далее). Излюбленное в русской элегии чередование шестистопных и четырёхстопных ямбов, имеющее “черты сходства с сатирами и «ямбами», характерными, в частности, для французской поэзии (А.Шенье, О.Барбье…)” (Лермонтовская энциклопедия). Знаменитый “железный стих” в качестве символа поэзии-оружия воспринят последующей литературной традицией.

№ 2

а) Разберёмся сначала, что гибнет. Вишнёвый сад — имение, символ красоты, символ душ его владельцев, символ всей России, Эдема, наконец. Его окружают, если можно так выразиться, дендрофилы и дендрофобы. Автор, как кажется, всё-таки дендрофил. Ему жаль сада. В гибели имения виновата безответственность его владельцев. В гибели деревьев — непосредственно Лопахин. В гибели России (предчувствием “конца времени” наполнена пьеса) — лозунг “К топору зовите Русь!” (Пугачёв пустил в ход топор в жутком сне Гринёва, Раскольников же, по-видимому, в действительности). Бунин склонен был видеть в вишнёвом саде безвкусную выдумку (не было в России таких помещичьих садов). Если сад не является реальным, а представляет собой только символ Эдема, то чеховская пьеса приобретает метерлинковский смысл. При таком прочтении виноват, наверное, псевдостудент Петя Трофимов, апостол Пётр, предлагающий бросить ключи (доверенные ему самим Христом, как мы помним) в колодец (дьявольскую бездну). Мотив отречения в мифологеме Петра вообще очень занимал Чехова (вспомним рассказ «Студент»).

Вдребезги разбитые часы. Пропавшие вещи. Ни одно из упований не сбывается. Сплошная эсхатология. Зловещий смысл числа двенадцать в русских пьесах (двенадцать поименованных персонажей в «Вишнёвом саде», двенадцать в «Грозе» — если объединить “барыню с двумя лакеями”). В пьесе «Три сестры» эта троица объединена фигурной скобкой; если считать трёх сестёр за одну, то персонажей тоже двенадцать. Кулигин Островского превратился в Кулыгина. Андрей, чьё имя намекает на “антропос”, “человек”, и его “три сестры” — три мойры. К чему стремятся? К счастью, понимаемому как осмысленная жизнь (его символизирует Москва). Но от судьбы не уйдёшь, как показала ещё античная драма. Возможно и прочтение “наоборот”. Не трагический, а иронический пафос. Тайный розыгрыш читателя и зрителя (Э.С. Афанасьев). Смехотворные представления Ферапонта о столичной жизни — фон для беспочвенных мечтаний сестёр. “Человек вправе оспаривать свой жизненный жребий — в той мере, в какой он способен избирать иной жизненный путь. «Терпеть жизнь» — закон, общий для всех, а потому и справедливый, не оставляющий места беспочвенным, иллюзорным надеждам и желаниям” (Э.С. Афанасьев). Добавим, что «Три сестры», как и «Вишнёвый сад», изобилуют пародийными отсылками к мотивам всей русской литературы ХIХ века.

№ 3

Объяснить, как тот или иной поворот сюжета раскрывает сущность героев. Например, три медведя — три сюжета («Медведь на воеводстве»). Героев, правда, в сказках Щедрина маловато, всё больше сатирические персонажи, однако смысл образов выходит за пределы исторического времени.

№ 4

Тема деревни. Знаменитое «Прощание с Матёрой» (1976). Хорошо, что тема деревни в повести не главная, хотя повесть традиционно относят к современной деревенской прозе. Главное тут — прощание с Атлантидой. Атланты, как и все уничтоженные мировыми катаклизмами (чаще всего — всемирным потопом) человеческие расы, когда-то были сильными и прекрасными. Но затем они измельчали и начали поклоняться ложным кумирам (измельчавшие — Клавка, Петруха; даже Павлу далеко до его матери). Повесть Распутина — попытка в наши дни создать эсхатологический миф. Листвень — древо мировое, Хозяин острова — какой-то отзвук таинственного Медного Всадника, противостоявшего водной стихии в Петербурге. Пожогщики, конечно, черти (Жук и Воронцов своими фамилиями напоминают о чёрном цвете). В финале — фантасмагорический, в духе Достоевского, туман и ситуация заблуждения не хуже гоголевской. Потоп для разнообразия сочетается у Распутина ещё и с экспиросисом (мировым пожаром). Добрые несчастные поселяне сами сжигают свои избы, предварительно прибрав и побелив их. Итак, современная цивилизация — не первая и не последняя из обречённых богами за нечестивые помыслы и деяния. Мойроподобная старуха Дарья подводит итог: “Путаник он несусветный, человек твой…” Страшно… Но страшно немного в духе рассказов и пьес Л.Андреева, о котором Толстой, как известно, сказал: “Он пугает, а мне не страшно”. “Увлечение эмблематикой” (А.Ивин) заметно схематизирует повесть. Проблема, поставленная в ней, фиктивна. “С Матёрой прощались и в 17-м году, и в «Вишнёвом саде», и в «Евгении Онегине»…” (Ивин). Есть и ещё масса литературных источников; указывая на них, критик справедливо задаётся вопросом: “А не прознала ли Дарья о книжках Фёдора Михайловича?”

Зато ученик, пишущий сочинение на тему о символической Матёре как современной деревне, имеет прекрасную возможность обнаружить свою начитанность и мифологическую эрудицию. (Новое в школьных программах. Современная русская проза. М.: МГУ, 1998. С. 83–86; серия «Перечитывая классику».)

№ 5

Цитата из статьи Мандельштама «Слово и культура» (1921). В статье утверждается необходимость культуры старого мира для нового общества. Контекст: “Поэзия — плуг, взрывающий время так, что глубинные слои времени, его чернозём, оказываются сверху. Но бывают такие эпохи, когда человечество, не довольствуясь сегодняшним днём, тоскуя, как пахарь, жаждет целины времён”. Раскрывать тему на примере какого-нибудь поэтического произведения крупной формы со злободневной проблематикой (например, поэма Есенина «Анна Снегина»). Контекст, правда, взывает к теме вечно злободневной классики, но сочинение велено писать по поэзии ХХ века.

Е.Ю. Полтавец

Рейтинг@Mail.ru