Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Архив

№ 20

1. Стихотворение В.В. Маяковского «Нате!» (восприятие, истолкование, оценка).

2. «Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта» (Н.Г. Чернышевский).

3. Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

4. Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне».

5. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

Прочитав темы сочинений, составившие 20-й пакет, пожалуй, я бы решила, что могу писать по любой из первых четырёх, но предпочла бы вторую тему.

Последняя, пятая тема, обозначенная словами Л.Толстого, мне показалась непонятной. Есть одно необходимое условие для выбора свободной темы: писать можно, если тема стала тебе интересна, стала твоей. А значит, нужно, чтобы в тебе существовало некоторое определённое отношение к сентенции, выраженной в формулировке этой темы. Слова “Счастья в жизни нет, есть только зарницы его” кажутся очень субъективными. Их смысл может быть очевиден только в том контексте, в каком они были произнесены. Лучше исключить эту тему из круга рассматриваемых.

Начну с темы второй. Слова Чернышевского, сказанные им в адрес Л.Н. Толстого, и сегодня представляются точными и существенными. И неважно, что сказаны они были не по поводу романа-эпопеи «Война и мир»: если вдуматься, высказывание критика характеризует художественный метод Л.Толстого в целом (на основе “знания тайных движений психологической жизни” тонкое изображение этой жизни, увиденной в развитии), а также сердцевину его мировоззрения, его этику (более всего писатель ценит “непосредственную чистоту нравственного чувства” человека, в чём бы она ни проявлялась). На значительном пространстве романа «Война и мир» эти качества художественной манеры Толстого и его мировидения проявились с очевидностью. Кроме того, этот роман хорошо знаком моим ученикам. И всё же, готовя ребят к экзаменам, пожалуй, я бы ещё раз подчеркнула: человек интересует Л.Толстого не как порождение общества (ср., например, с героями романа Гончарова «Обломов») — ему важна именно индивидуальная психологическая жизнь человека. По Толстому, человек “текуч” (“Люди как реки”); писателя интересует не результат психического процесса, а сам этот процесс. Вот почему у него появляется возможность рассмотрения, как он сам это называет, “взлётов” и “падений” любимых своих героев. Герой Толстого ещё не открыл в себе, что он пока только ощущает, но не осознаёт. Для того чтобы утвердиться в этом, достаточно вспомнить, как изображает Л.Толстой переживания княжны Марьи Болконской, страдающей у постели любимого отца и где-то подсознательно при этом мечтающей о той свободе, которую получит она с его смертью. Отмеченный приём непосредственно связан с содержательной стороной, с мировоззрением писателя. Так “взлёты” и “падения” героя обнаруживают, каковы нравственные его ориентиры.

“Чистота нравственного чувства” предстаёт у Толстого как естественное движение души человека, не скованное ложными понятиями (например, светского общества), как душевная открытость и самоотверженность, заставляющая человека забыть о собственном “я” и позволяющая ему ощущать себя частью всеобщего. Чернышевский очень точен, когда говорит о “нравственном чувстве”, — в самом деле, для Толстого важна мысль о необходимости приоритета чувства над мыслью.

Можно сказать и о том, что Толстой изображает душевный мир своих любимых героев двумя способами. Первый: он “воспроизводит” внутренние монологи этих героев (то есть прямо показывает нам “содержание” их внутреннего мира, в повествовании звучат “голоса” героев). Второй: вспомним, каким именно А.Болконский видит Наполеона на поле Аустерлица или как именно Наташа Ростова воспринимает оперу, — писатель изображает мир, увиденный с точки зрения данного героя в данную минуту его жизни.

Стихотворение, предложенное в первой теме («Нате!» Маяковского) кажется мне слишком определённым по интонации, однозначным, не оставляющим достаточного пространства для размышления.

Вызов, с которым лирический герой этого стихотворения обращается к читателю, предопределяется романтическим чувством одиночества героя, его желанием противопоставить себя мещанской толпе, и это очевидно. Однако для того чтобы сочинение получилось глубоким, анализа только текста стихотворения оказывается недостаточно. Придётся говорить о лирике раннего Маяковского вообще, о том, что его лирический герой — бунтарь, и он бунтует против того устройства мира, в котором живёт. Сатирический взгляд на мир обнаруживается во многих ранних стихотворениях поэта («Гимн учёному», «Гимн обеду»). Постоянно возникают в стихах Маяковского этого периода мотивы одиночества, избранничества («Усталость», «Несколько слов обо мне самом», «Ничего не понимают», «Кофта фата», «Дешёвая распродажа»), мотив города, противостоящего человеку («Адище города», «Ещё Петроград»). Серьёзного разговора о стихотворении не получится, если не иметь в виду, что Маяковский 1913 года — это поэт-футурист. А значит, придётся говорить и о футуризме, об отношении футуризма к традиции, о мировоззренческой основе футуристического эпатажа. Если ученик готов к такому разговору, стоит взяться за эту тему.

Раскрывая тему «Изображение поместного дворянства в романе “Евгений Онегин”», стоит иметь в виду, что к кругу поместного дворянства в романе принадлежали не только второстепенные персонажи, изображённые с помощью сатирической краски (например, “деревенский старожил”, что “лет сорок с ключницей бранился”), но и его главные герои. Это и Татьяна, и Ленский (“помещик новый”). Это и Онегин, успевший почувствовать себя поместным дворянином и вместе с тем одиноким, не похожим на других человеком (“мудрец пустынный” — говорит о нём Пушкин). А рядом с ними, за ними, видится и фигура самого автора. Жизнь в деревне при этом мыслится не только как скучная, но и наполненная (здесь Татьяна читала Ричардсона и мечтала, мечтал и писал романтические стихи Ленский, здесь устраивались экономические эксперименты, чему оказался причастен Онегин), и как жизнь, опоэтизированная автором. Но главное, деревня и быт в деревне — одна из сфер российской жизни, столь же важная, как Москва или Петербург. Все эти миры — на равных, подобно различным культурным мирам, о которых то там, то тут упоминает в романе автор (мир поэтической фольклорной культуры, мир различных литературных произведений), вбирает в себя кругозор автора романа.

К теме четвёртой («Тема веры и безверия в пьесе М.Горького “На дне”») я бы сделала только один комментарий: не забудем, речь идёт не о религиозных вопросах, а о нравственно-социальных.

Е.С. Абелюк

Рейтинг@Mail.ru