Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Архив

№ 13

1. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

2. «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью» (В.М. Жирмунский).

3. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

4. Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А. Бунина.

5. «Школа несчастья есть самая лучшая школа…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

Консультация

№ 1

При работе надо отметить, что письмо Веры находится в заключительной части повести «Княжна Мери». К событиям, связанным с дуэлью, Печорин обратился через полтора месяца и, как он объясняет, от скуки. Но только герой начинает вспоминать прошлое, всё сразу оживает.

Обратим внимание на трёхчастную композицию самого письма, в котором важное осмысление Печориным того, о чём пишет Вера. В первой части письма Вера говорит о любви Печорина к ней и оценивает эту любовь как эгоистичную, хотя, по замечанию Веры, это типичные отношения между мужчиной и женщиной. Но даже в этом Печорин не похож на других, и Вера сочувствует ему.

Письмо, по словам Веры, одновременно “прощанье” и “исповедь”, как и весь последний эпизод, как весь «Журнал Печорина». Эти слова могут стать ключом ко всему эпизоду.

Образ Веры — лирико-романтический. В то же время имя героини символично: потеряв Веру, Печорин потерял и веру в жизнь.

Повесть «Княжна Мери» главная в романе, это кульминация «Журнала Печорина», а кульминация эпизода — признание Печорина в том, что “Вера стала” для него “дороже всего на свете, дороже жизни, счастья, чести”. Мы видим Печорина таким, каким не видели больше в романе: ему изменили “хладнокровие” и “твёрдость”. Судьба оказалась сильнее. Не оставьте без внимания признание Печорина, что “тихие радости и спокойствие душевное” не для него.

№ 2

Пожалуй, это высказывание Жирмунского о Блоке можно связать со своеобразием лирики Блока о России или своеобразием темы России в произведении Блока. Лирика Блока “выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, в котором «всё о России»”. Если позволяет эрудиция выпускника, можно идти по пути, предложенному А.Белым, который выстраивает традиционную цепочку превращений Прекрасной Дамы в Незнакомку, Россию, наконец, в Катьку из «Двенадцати». Как в образе Прекрасной Дамы, так и в образе Кармен многие исследователи отмечают связь с образом Родины (Ю.М. Лотман, З.Г. Минц). “Сегодня в плену у Кармен” — это одновременно “приход героя в широкий мир Родины, родной природы”. Образ Родины возникает уже в первых стихотворениях второго тома. Так, в «Осенней воле» отчётливо видны лермонтовские традиции (“странная” любовь к Отчизне, которая не похожа на традиционный “патриотизм”, и так далее).

Не забудьте стихотворение «Русь», а центральным в сочинении может стать анализ цикла «Родина». Особое внимание — циклу «На поле Куликовом», вобравшем в себя центральные блоковские мифологемы. Нельзя забыть и кольцевую композицию этого цикла, подчёркивающую идею цикличности истории. К циклу «На поле Куликовом» примыкает стихотворение «Россия». Сюжетно оно не связано с циклом, но не забудьте о возникающих реминисценциях, о связи с блоковским стихотворением «Русь». Трагизм, ощущение нераздельности судьбы своей и России — вот основное переживание цикла. Не забудьте, что «Родина» для Блока понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в этот цикл и стихотворения сугубо интимные, обращение к которым поможет расширить и углубить тему. Думается, что анализом цикла «Родина» (и отдельных стихотворений в нём) выпускник может завершить сочинение.

№ 3

Тема занимает центральное место в лирике Некрасова. При раскрытии её следует учесть, что поэт откликался на самые разные явления и проблемы русской жизни и мир его поэтических переживаний не исчерпывался сострадательной обращённостью к народному горю, но всё же именно ему посвящено то, что сам поэт воспринимал как нечто главное в своём творчестве.

Сочинение можно построить на анализе программных стихотворений Некрасова, не забывая о том, что поэт глубоко сострадает крестьянам и особенно крестьянкам (тема “женской доли”), антидворянским пафосом своей поэзии идя вразрез с собственным сословием.

Обязательно нужно обратить внимание и на способы выражения этой темы у Некрасова (поэтическое новаторство его стиля: интерес к бытовой сфере жизни, прозаизация стиха).

№ 4

Рассмотрим тему на примере рассказа «Чистый понедельник» (1944) из книги «Тёмные аллеи»:

  • эмоциональная атмосфера повествования объясняется рассказом об истории любви, который ведётся от первого лица;
  • частые рефрены (“каждый вечер” и так далее) создают ощущение “сна наяву” и вызывают в памяти блоковскую «Незнакомку»;
  •  создаётся образ Москвы как “странного” города, где кипит жизнь, “итальянское” соседствует с “киргизским” и исконно русским (трактиры, монастыри и соборы), на фоне этого и развивается сюжетная канва;
  • различие героев в рассказе принципиально, тем загадочнее выглядит их любовная связь и неожиданная разлука;
  • судьба героев получает как психологическую, так и философско-историческую мотивировку (за крайностями характеров стоит изображение особой широты Руси);
  • таинственность происходящего связана с основными настроениями времени — роковыми предчувствиями (чистый понедельник — конец масленицы, первый день долгого Великого поста), наряду с христианской слышится и фольклорная реминисценция (“не всё коту масленица”).

У Бунина на личную историю любви накладывается трагический отсвет времени, в этом характерное для него лирическое начало повествования.

№ 5

Пятую тему нельзя назвать удачной, сама формулировка требует историко-литературного комментария, а в контексте XX века она уже меняет своё значение. Сама суть высказывания может быть подвергнута сомнению (творчество А.Платонова, Б.Пильняка, И.Бабеля и так далее). Можно полемизировать с критиком, опираясь, например, и на материал пьесы «На дне», где герои своей жизнью как раз опровергают исходный тезис (несчастья убивают в них последнее человеческое, со “дна” жизни подняться невозможно, а причины тому не столько социальные, сколько личностные).

Эта же мысль об утрате в человеке гуманного начала под влиянием трагических событий убедительно выражена в прозе Л.Андреева. Его “странные” герои остро ощущают катастрофизм бытия, чувствуют эпоху “оголённым нервом”, тут трудно остаться нормальным.

Но если ученик привык соглашаться с высказываниями русских классиков и опираться на признанные авторитеты, он может раскрыть тему, обратившись к «Судьбе человека». Но опять-таки вспомним про “присыпанные пеплом глаза” Андрея Соколова. Это тоже повод для размышления, какой ценой даётся такая “лучшая школа” жизни и какой след она оставляет в душе человека.

О.А. Ткаченко, И.С. Щербакова,
Н.Н. Майракова, А.А. Хадынская

Рейтинг@Mail.ru