Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2003

Архив

№ 12

1. Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…») (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение В.А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка).

2. «Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум» (Н.Н. Страхов). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

3.

а) Нравы дома Кабановых в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

б) Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

4. Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.

Своеобразие сатиры В.В. Маяковского. (На примере 2-3 произведений.)

5. «Искусство стремится непременно к добру…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

Консультация

№ 1

Не упустите при написании сочинения: песня (жанр стихотворения определён заголовком) — излюбленный жанр романтиков, и в частности Жуковского. Для этого жанра характерны “книжные” элегические слова, рефрены и акцент на звукописи; перед нами особого рода любовная лирика, где нет субъектов, где не ясны обстоятельства, а главным является поэтика любовного очарования, милого сердцу воспоминания; важную функцию выполняет оксюморон (“зримо… Незримое”); выделенные курсивом слова несут особую смысловую нагрузку как темы и как фразы. “Фраза — интонация у Жуковского стремится преодолеть синтаксис. Слово — так же; ему не нужны связи с другими словами; оно само по себе — комплекс” (Г.А. Гуковский); размер стихотворения — четырёхстопный ямб, строфы в восемь строк, которые впоследствии перейдут в поэтику Пушкина.

№ 2

Тема, сформулированная цитатой, должна быть более продумана, нельзя механически вырывать цитату из контекста, направляя учащихся по ложному пути. Недочёты этой формулировки видим в следующем: мы говорим о художественном образе, а Страхов — о человеке (причём Раскольников не столько характер, сколько идея); “истинно русский человек”, каким видит его Страхов, одержим нерусскими идеями (Штирнер, Ницше); критики XIX века даже причины преступления видят по-разному, поэтому о характере героя ученикам будет очень сложно говорить при такой формулировке.

Но наши отступления по теме вряд ли помогут ученику на экзамене. Давайте подумаем, в чём же Раскольников “истинно русский”. В пытливости ли ума? Или в том, что по-русски, то есть до края, дошёл?

Обратите внимание на значение фамилии: раскол, раздвоение. Живая душа Раскольникова никогда не сдаётся и постоянно пребывает в борьбе с дьявольской идеей, поэтому так часто в нём то сострадание, то гордость, то глубокая вера, то желание проверить, убедиться самому.

Необходимо показать сосредоточенность героя на своей идее, его отстранённость от близких ему людей, его страдания. Одиночество — это “не по-русски”. И герой принужден, по мнению автора, “хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям”.

№ 3

Из двух предложенных тем, безусловно, лучше выбрать первую. Она традиционна. Вторая же обязывает обратиться к понятию “утраченные иллюзии”, за которым стоит многое в мировой литературе. Без этого в работе не избежать банальностей! Помните, что в центр драмы Островский поместил семью и семейные проблемы. Глава семьи, её стержень — Марфа Игнатьевна, вокруг — другие члены семьи, кто дальше, кто ближе. Так же организована жизнь и в городе: в центре Дикой, а те, чьё общественное положение ниже, не определяют жизни Калинова. И мир семьи, и мир города патриархальный. “Окаменелость” — вот что характеризует персонажей. Нравится Кабановой её жизнь или нет, другого она не желает и по-другому жить не умеет. Но заметьте, что сама Марфа Игнатьевна, узурпировав власть в семье, отобрав её у женатого сына, нарушает традицию, древний закон, защитницей которого она себя видит.

Важно не забыть Феклушу. Беседуя с этой благочестивой странницей, Марфа Игнатьевна в очередной раз убеждается в справедливости своего “миропорядка”.

Обратите внимание на символику имён, которая является принципиальной для литературы XIX века: Марфа (сир.) — “хозяйка”, “госпожа”, “наставница”; Игнатий (лат.) — “огненный”, “сам себя поставивший”; Варвара (греч.) — “грубая”, “чужеземная” и так далее.

№ 4

Неравнодушие выпускника, его личностное отношение к поэту позволит раскрыть тему полно, придаст сочинению особый пафос. Решите, стихотворения какого периода творчества поэта станут для вас опорными. Бунтарём, не принимающим мира обывателей и “адище города”, является лирический герой ранних стихов «Нате!», «Вам!», «Послушайте!» и других. Ещё более страстного, непримиримого в своём бунте против буржуазного мира и его ценностей лирического героя мы находим в поэме «Облако в штанах». Именно лирическое “я”, противопоставленное всему обществу, а в конце и самому мирозданию, — ведущий образ поэмы, объединяющий все её части.

“Я над всем, что сделано, // ставлю «nihil»…” — это бескомпромиссное начало второй части поэмы позволит вспомнить о вечности бунтарства молодого поколения, о нигилисте Базарове (здесь возможны в сочинении любопытные параллели и решения).

Но и творчество Маяковского советского периода, классовая непримиримость его лирического героя — это тоже своеобразный вариант бунтарства.

Однако писать убедительно о герое-бунтаре в послереволюционном творчестве Маяковского удастся только выпускнику, знакомому с работами А.Михайлова, Н.Харджиева, Ю.Карабчиевского и других. Тогда, вспомнив об убийственных принципах ЛЕФа, когда поэзии отводилась роль служебная, а теории “социального заказа” и “литературы факта” давили художника («Юбилейное», «Разговор с фининспектором…», «Во весь голос»), можно убедительно и страшно рассказать о последнем “бунте” поэта против самой поэзии.

Надо ли было наступать “на горло собственной песне”, останутся ли жить его стихи или они и он сам будут восприниматься лишь как факт истории? Эти вопросы мучили Маяковского в последние годы его творчества. И он, обладавший исключительным ощущением собственного “я”, снова бунтует… “Поэзия — жизнестроение, жизнетворчество”, — утверждал он и поставил “точку пули в своём конце”. Не сама ли жизнь расправилась с бунтарём?

№ 5

Выбор темы, сформулированной цитатой Гоголя, нам кажется неосмотрительным. Проще говоря, не пишите сочинения на эту тему, господа выпускники!

Сложно согласиться с тем, что мысль Гоголя, высказанная в 30–40-е годы XIX века, которую сам писатель не сумел реализовать во втором и третьем томах «Мёртвых душ», звучит злободневно и актуально в начале века XXI. Уместнее звучали бы слова Б.Чичибабина: “Я смотрю на людей исподлобья: // видно, в школу любви // ни единый из них не ходил”. Но если выбора нет, а сочинение писать надо, тогда подходите к этой теме философски: искусство всегда стремится к добру, даже когда предметом изображения становится расколотый враждой мир, а полем битвы — душа человека.

О.А. Ткаченко, И.С. Щербакова,
Н.Н. Майракова, А.А. Хадынская

Рейтинг@Mail.ru