Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

Комплект № 59

1. Анализ финальной главы поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

2. «Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью» (А.В. Дружинин).

3. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

4. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

5. «Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

При всей лаконичности формулировки, на мой взгляд, первая тема наиболее объёмная (в пределах выпускного сочинения) и наименее доступная для раскрытия.

Если подходить к ней добросовестно, то необходимо охарактеризовать творчество А.А. Блока в целом; затем определить место поэмы «Двенадцать» в контексте блоковской “трилогии вочеловечения”; потом сказать собственно о поэме, с неизбежным решением вопроса об отношении поэта к революции и раздумьем о судьбах России; следом обратиться к сюжету и композиции произведения с тем, чтобы определить роль двенадцатой главы, не забыв при этом рассказать о героях; и наконец, заняться идейным содержанием и художественными особенностями финала, уделив особое внимание образу Христа как одному из самых загадочных и допускающих самые различные толкования: от мистических до прокоммунистических…

Поскольку полное раскрытие темы для выпускника есть задача непосильная, то один из возможных путей — следующий:

1. Главная тема Блока — тема России, её пути. Поэт обращается к ней на протяжении всего творчества (примеры). Кульминацией этих раздумий являются его «Скифы» и «Двенадцать».

2. “Сегодня я — гений”, — написал Блок, закончив поэму. И эта самооценка не является хвастовством, проявлением слепого авторского тщеславия. Поэма действительно настолько органична, что при чтении последней главы отчётливо предстаёт всё произведение. Образы, уже появлявшиеся в тексте, вновь напоминают о себе: красный флаг; ветер; сугроб, через который старушка “кой-как перемотнулась” и из которого “не утянешь сапога”; “пёс паршивый”; “трах-тах-тах” винтовок… И самое главное — поэма вновь обретает космический масштаб, заданный в первой главе. Финал, таким образом, замыкает кольцо композиции.

Кстати здесь будет упоминание о полифоничности, о перебое ритма — с частушечного на классический; о трагических контрастах.

Ветер судьбы сквозь метель несёт Россию с двенадцатью апостолами-разбойниками к её неведомому будущему. Придут ли они к Христу? Или ветер швырнёт их в бездну? Неизвестно. Ведь Христос идёт “поступью НАДвьюжной”…

3. Судьба России — тема вечная, к которой и сегодня обращена общественная мысль. Духовный опыт Блока, его видение Родины и народа и нынче необходимы тем, кому небезразлична страна, в которой мы живём.

Ключевыми словами второй темы являются: “Муза” и “неизысканностью”. Таким образом, всё сводится к рассмотрению своеобразия поэзии Некрасова и к его взглядам на поэта и поэзию.

Следует говорить о принципиальной установке на простоту, доступность поэзии для народа. Себе Некрасов отводил скромную роль посредника, через стихи которого народ сможет осознать своё “Я”.

Образ Музы, вдохновлявшей Некрасова на протяжении всего творческого пути, впервые появляется в стихотворении «Вчерашний день…» (1848). Материалом для доказательства отдельных тезисов могут служить стихотворения: «Муза», «Праздник жизни — молодости годы…», «Умру я скоро…», «О Муза! Я у двери гроба!» и, конечно, “Поэт и Гражданин”.

Тема третья. Хлестаков — одно из величайших открытий Гоголя-художника. Качества, герою присущие, — хвастовство, тщеславие, легкомыслие, напыщенность, фразёрство, абсолютное отсутствие каких-либо убеждений, убожество умственное и духовное — все они собираются в нём, как в фокусе зеркала, из окружающего мира. Поэтому нет ничего удивительного в том, что черты Ивана Александровича, хлестаковщина, явственно проступают и в Городничем, и в Бобчинском, да и во всех героях комедии.

Хлестаков как тип не только смешон, но и страшен, потому что за комической болтовнёй стоит “бесконечное презрение к себе самому” (Ю.Лотман. «О Хлестакове»), вплоть до стремления полностью уничтожить свое “я”. Хлестаков неинтересен Хлестакову. Ему интересно только чужое, поэтому за его знаменитым “срывать цветы удовольствия” просвечивает постоянная агрессия.

И ещё одна черта, делающая гоголевского героя опасным — короткая память, ведь его нельзя назвать даже хамелеоном, так как он мгновенно забывает всё только что происшедшее. Он — стихийный революционер, поскольку ни с кем и ни с чем в этом мире не связан, ничто ему не дорого.

Характерно, что Н.Бердяев в статье «Духи русской революции» (1918) вспомнит Ивана Александровича: “Хлестаковская смелость на каждом шагу даёт себя чувствовать в русской революции. Но ныне Хлестаков вознёсся на самую вершину власти… Революционный Хлестаков является в новом костюме и иначе себя именует. Но сущность остаётся той же. Тридцать пять тысяч курьеров могут быть представителями «совета рабочих и солдатских депутатов». Но это не меняет дела. В основе лежит старая русская ложь и обман, давно увиденные Гоголем”.

Тема материнского страдания (№ 4), имеющая ещё фольклорные корни, входит в круг литературы благодаря Некрасову (Орина, мать солдатская, в одноимённой поэме, Матрёна Корчагина в «Кому на Руси…»). Можно вспомнить стихотворение «Внимая ужасам войны…».

Впервые в «Реквиеме» Ахматовой выражено право повествовать о народной трагедии от первого лица, но поэма имеет не только личное значение. Поэт продолжает “молиться не о себе одной”, а “писать ото всех”.

Крайнее отчаяние, предчувствие смерти в начале поэмы: “Уводили тебя на рассвете”. Отчаяние нарастает до такой степени, что героиня видит себя со стороны. И ничего не остаётся, кроме молитвы, которая выкрикивается под колокольный звон. Сохраняя реальные черты, поэма переходит в библейский план, возникают образы Христа и Богоматери, до которых возвышается горе лирической героини поэмы.

Она уже не принадлежит себе. Нет ничего выше, святее, непереносимее и неутешнее материнского горя: “А туда, где молча Мать стояла, // Так никто взглянуть не посмел”.

Русская литература даёт богатейшие возможности для раскрытия пятой темы. Например, «Война и мир» Л.Н. Толстого с Кутузовым и Наташей Ростовой, капитаном Тушиным и Платоном Каратаевым; «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: столкновение гордого ума Раскольникова с кротостью Сонечки Мармеладовой; «Гроза» А.Н. Островского: “горячее сердце” Катерины против окаменевшей житейской мудрости Кабанихи; «Обломов» И.А. Гончарова: живая обломовская мягкость, сопротивляющаяся “механизированности” Штольца…

С.Ю. Шапошников

Рейтинг@Mail.ru