Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

№ 55

1.

а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», глава 2, часть первая.)

б) Сцена в Александровской гимназии. (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 7, часть 1.)

в) Порядки в коммуне «Дружба бедняка». (Анализ эпизода из романа А.П. Платонова «Чевенгур».)

2. «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» (М. Горький). (По творчеству И.А. Бунина.)

3. Образы «футлярных» людей в рассказах А.П. Чехова.

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

4. «Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

5. «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

№ 1

Первые две темы — «Допрос во дворце царя Ирода Великого» (анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), «Сцена в Александровской гимназии» (анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия») — требуют внимания не только к тексту конкретного эпизода, но и к пониманию роли этого эпизода в соответствующей сюжетной линии и во всём произведении в целом. Определим композиционные принципы (противопоставление, усиление, повтор), лежащие в основе эпизода, систему образов и персонажей. В сцене допроса Иешуа Понтием Пилатом важно показать значение художественного времени и пространства в библейской линии романа. Названные эпизоды являются ключевыми для раскрытия важнейших идей произведений: идеи вечного противостояния добра и зла, света и тени («Мастер и Маргарита»), идеи нравственной ответственности человека за зависящих от него людей, безусловной ценности человеческой жизни («Белая гвардия»). Какими принципами руководствуются герои, принимая решения? Какие стороны характеров героев раскрываются в поступках, в речевых характеристиках, с помощью художественной детали? Ещё раз предупредим учеников: мы анализируем для того, чтобы лучше увидеть и понять целое.

Тема «Порядки в коммуне “Дружба бедняка”» (анализ эпизода из романа А.П. Платонова «Чевенгур») вряд ли заинтересует учеников.

№ 2

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души» (М.Горький). Перефразируем для себя тему так, чтобы она звучала привычно: «Значение творчества И.А. Бунина в русской литературе». Для раскрытия таких тем есть стандартная схема: краткий очерк жизни и творчества, основные темы и проблематика произведений, место Бунина в русской литературе. Но сочинение по высказыванию Горького предполагает эмоциональность и личную оценку, поэтому более плодотворным, на наш взгляд, будет подход, в котором проявится личное восприятие учеником творчества Бунина, самостоятельное истолкование и оценка его произведений.

Почему Горький называет душу Бунина “одинокой и страннической”? В чём выражается “живой радужный блеск и звёздное сияние”? За счёт чего произведения Бунина воспринимаются как яркие, живые? Приведём примеры “живописи словом” — характерной особенности стиля Бунина, экономности и выразительности художественных средств, психологизма, тонкости передачи чувств и настроений, взаимопроникновения мира человека и мира природы.

№ 3

«Образы “футлярных” людей в рассказах А.П. Чехова». “Быть в футляре”, по Чехову, значит стремиться “окружить себя оболочкой”, которая защитила бы “от внешних влияний”. Почему? “Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге”, — пишет Чехов о Беликове («Человек в футляре»). Чехов показывает нам множество разновидностей “футляров”: “футляр” примитивного благополучия («Крыжовник»), иллюзия семейного счастья («Учитель словесности»), “футляр” — иллюзия творческой жизни («Ионыч», «Попрыгунья»), иллюзия защищённости, создаваемая деньгами («Ионыч»), и даже “футляр” высокой идеи, которая мешает видеть несчастье реальных людей (пьеса «Вишнёвый сад»). Завершая тему, обратим свой взгляд на современность: актуальна ли тема “футлярной” жизни в наше время?

«Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова “Хамелеон”» — тема, связанная с проблемой морального состояния общества. Важно показать объект сатиры, подтвердить свои выводы цитатами, отметить, с помощью каких приёмов создаёт Чехов юмористическую ситуацию, обратить внимание на роль художественной детали.

№ 4

«“Старый мир” в поэме А.Блока “Двенадцать”». Основой композиции поэмы является организация речевых форм. Внимание ученика, раскрывающего эту тему, будет направлено на разнообразие речевых манер, которыми представлен “старый мир”: прямая речь старушки, барыни, проституток, реплики невидимых героев, просторечие городской улицы, пародия на городской романс… Предупредим узкое классовое понимание “старого мира” у Блока: это не только мир буржуев и попов, но и мир революционного разгула, обывательского страха и интеллигентской нерешительности. Затем зададим закономерный вопрос: что противопоставлено “старому миру”? Родился ли “новый мир”?

№ 5

«Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь» (Л.Н. Толстой). На материале каких произведений русской литературы XIX века можно раскрыть эту тему? Постановка вопроса предполагает психологизм произведения, его идейно-нравственную проблематику, внимание к внутреннему миру героя. Возможен такой порядок работы: на примере образа Обломова показываем, как его ложь самому себе в отношениях с Ольгой, в обосновании своего нежелания изменить образ жизни приводит к его нравственной гибели. На примере женитьбы Пьера Безухова на Элен показываем, как меняется жизнь Пьера вследствие этого поступка, как мучительно осознаёт он свою ошибку и сколько усилий прикладывает, чтобы выйти из порочного круга лжи. Раскрытие этой темы требует навыков психологического анализа, умения выделять типическое. Посоветуем подтверждать свои мысли цитатами из произведений.

О.А. Ерёмина

Рейтинг@Mail.ru