Архив
Комплект № 54 |
1. Стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (восприятие, истолкование, оценка).
2.
а) Как в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость - самый страшный порок»?
б) Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия».)
Какой предстает «лесная колдунья» Олеся в одноименной повести А.И. Куприна?
3. Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
4. «Быть знаменитым некрасиво…» (Образ поэта в лирике Б.Л. Пастернака.)
Тема России в поэзии М.И. Цветаевой.
5. «Искусство - одно из средств различения доброго от злого…» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
Консультация
№ 1
Традиционный ход — история создания — в данном случае уместен. Пение Т.А. Кузьминской в яснополянском доме Толстого, пение Наташи Ростовой — те биографические и художественные реалии, упоминание о которых может удачно вписаться в любую часть сочинения. Толкуя стихотворение, можно провести сопоставление с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…», обратив внимание на общий композиционный принцип (две встречи), совпадение смыслообразующих рифм (вновь–любовь) и своеобразие фетовского решения темы (у Пушкина прекрасна сама жизнь, у Фета искусство — это и цель, и вера, и любовь). Можно пойти от образного ряда: природа, музыка, лирический адресат (поющая женщина), лирический герой, его чувства, рассмотреть ключевые слова, образные средства, звуковые особенности, синтаксические приёмы — всё, что делает поэтическое высказывание выразительным, показывая силу искусства, его власть над человеческим сердцем, способность исцелить душу. Укажите на философский аспект образа музыки и любви. Аргументируйте или опровергните утверждение, что стихотворение, несмотря на внутренний драматизм, не кажется пессимистичным, мрачным.
№ 2
Хуже всего в этой формулировке слово “доказано”. Вряд ли бессмертие Пилата, о котором, скорее всего, должна пойти речь, есть строгое доказательство, это скорее наказание. Возможно, началом рассуждения может послужить вопрос: почему всё-таки, по Булгакову, несмотря на многочисленные пороки людей (алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество), можно снисходительно сказать о них: “Люди как люди” — а вот трусость объявляется самым страшным пороком? Трусость не только разлагает саму личность, порождая внутренний конфликт, но и влечёт за собой неправедный суд и предательство, страдания и гибель. Рассматривая линию Иешуа–Пилата, стоит задуматься о том, как мифологический сюжет сопряжён с московским и реальной действительностью.
№ 3
Тема требует сопоставления двух героев-антиподов. Точкой отсчёта, как обычно в сопоставительной характеристике, может служить момент сходства: пребывание героев в одном месте, их дворянское происхождение, возраст, любовь к одной девушке. Впрочем, уже здесь много различий: один отправлен “потянуть лямку да понюхать пороху”, другой — сослан “за смертоубийство”, принадлежат они к разным категориям дворянского сословия, более юный Гринёв простодушен, даже наивен, Швабрин — остроумен, насмешлив и зол. Обоим предстоят испытания, главные в жизни, на человеческую состоятельность — верность долгу и чувству. Один, неискушённый, но сильный и смелый, их выдержит, другой — падёт на колени перед “беглым казаком”, предаст любимую женщину. Один будет “молить о спасении грешной души” своего поверженного врага, другой — исходить мрачной злобой. В мудрой пушкинской книге “каждому будет дано по его вере”.
№ 4
Философия жизни у Пастернака (“Дойти до самой сути…”) связана с его философией творчества. Подлинная жизнь (“думать, чувствовать, любить, свершать открытья”) неотделима от искусства, которое соприродно всему живому (“Я б разбивал стихи, как сад…”). Дело художника он сравнивает с грозой, переменой погоды, и утверждает, что преображенная искусством “жизнь, действительность и быль” ещё полнее отражают смысл бытия и служат будущему.
Уже “дебют” предполагает, что поэзия — “не осанка сладкогласца”, но поэт ещё не знает, что “строчки с кровью — убивают”, что наступает предел, “где кончается искусство и дышат почва и судьба”. Молить “Авва Отче, чашу эту мимо пронеси!” бессмысленно, мир “тонет в фарисействе”, и поэт встаёт перед выбором: “быть знаменитым” или “услышать будущего зов”. Строка “Быть знаменитым некрасиво”, с которой начинается известное стихотворение, звучит полемически. Поэт формулирует тезис о том, что “цель творчества — самоотдача”. Он противопоставляет “самоотдачу” “самозванству”, а сиюминутный “успех”, “шумиху” — “любви пространства”, зову будущего. Рукопись, бумага символизируют что-то преходящее, архив противопоставляется судьбе, которая непредсказуема и причудлива.
Судьба ассоциируется со словом “жизнь”: “жить без самозванства, так жить…”, “главы жизни…”, “по живому следу…”, “быть живым, живым и только, живым и только — до конца”. В образной картине жизни, полной творческой самоотдачи, у Пастернака абстрактен пространственно-временной план, рисующий творческий процесс, но требования к творцу, напротив, звучат прямо и недвусмысленно: “Пораженья от победы ты сам не должен отличать”, “Быть живым... до конца”. Творчество устремлено в будущее, судьба истинного произведения искусства определяется потомками.
№ 5
Если понять цитату буквально, то речь может пойти о любимых героях и их антиподах того же Толстого, критериях величия: простоте, добре и правде, ответе на хрестоматийный вопрос: в чём истинная красота человека.
Однако и в жизни, и в искусстве добро и зло часто не только противопоставлены, но и взаимосвязаны (Печорин, Раскольников), и их конфликт в душе героя может быть нешуточным и приводить к разным последствиям. Поставленная проблема может рассматриваться как нравственная и как философская.