Архив
Комплект № 51 |
1.
а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)
б) Знакомство Паратова и Карандышева. (Анализ сцены из 2 действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)
2. Какие темы определяют своеобразие поэзии В.А. Жуковского?
Каковы основные мотивы романтических стихотворений В.А. Жуковского «Море» и «Вечер»?
3. Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
4. «Революцией мобилизованный и призванный…» (Образ поэта в лирике В.В. Маяковского.)
Тема сочувствия и доброты в лирике В.В. Маяковского.
5. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
Консультация
При раскрытии первой темы необходимо помнить, что диалог в драме выполняет две функции — это средство характеристики персонажей и средство развития действия. Он отличается особой эмоциональностью, богатством интонации, в нём отчётливо проявляется “подтекст” речи персонажа (просьба, требование, надежда убедить в своей правоте и прочее). Приступая к анализу предложенной сцены, необходимо рассказать трагическую историю главной героини — Катерины, обратить внимание на то, что предшествовало её тайному свиданию с Борисом (монолог Катерины во втором явлении). Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом. Она не только не прячется, но “громко, во весь голос зовёт любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!»” Последнее свидание Бориса с Катериной позволяет увидеть образы героев в новом свете. С одной стороны — нерешительность, душевная дряблость, способность на предательство Бориса («Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает...”), а с другой стороны — решительность Катерины, готовность последовать за любимым («Возьми меня с собой отсюда!”). Обращаем внимание на авторские ремарки, которые отмечают появление персонажа на сцене и его уход. В заключение сочинения необходимо показать, что свидание с Борисом оказалось последним, завершающим аккордом жизни Катерины. Она пришла на последнее свидание с теплящейся надеждой, что Борис возьмёт её с собой в Сибирь, но теперь эта надежда потеряна. Монолог Катерины в четвёртом явлении рисует её внутреннюю победу над силами “тёмного царства”.
Вторая тема. Обратим внимание на своеобразие лирики Жуковского.
Во-первых, он в своих произведениях, выражая внутренний мир человека, открыл средства поэтического изображения душевной жизни вообще; во-вторых, своими романтическими элегиями и балладами ввёл в русскую литературу психологические начала, тесно связал поэзию с индивидуальностью поэта.
Основные темы лирики Жуковского: тема поэта и поэзии, любовь, природа, прошлое России. Обратившись к стихотворению «Море», постараемся ответить на вопрос, почему оно названо элегией, в чём заключается особенность этого жанра. В стихотворении ярко отразилась основная особенность романтического пейзажа — его символичность. В основании элегии лежит романтическое противопоставление недостижимой мечты и окружающей жизни. Стихотворение «Вечер» сочетает в себе особенности двух методов изображения жизни — уходящего в прошлое сентиментализма и зарождающегося романтизма.
Обратимся ко второй подтеме третьей темы. Несложная на первый взгляд, она представляет характеристику литературного героя. Но успех сочинения будет зависеть в первую очередь от умения правильно построить сочинение. Предлагаем основные вопросы к характеристике героя. Во вступлении Чичиков — герой “нового времени” (смена экономических условий выдвигает на первый план людей ловких и предприимчивых). В основной части рассматриваем такие черты его характера, как стремление к приобретательству, умение приспособиться к новым условиям жизни, изворотливость и жульничество, осторожность и расчётливость, навыки общения с людьми, умение использовать их слабости и пороки в своих интересах, упорство в достижении своей цели. Особое внимание обращаем на мастерство Гоголя в создании образа героя: Чичиков в поэме — живой человек (его портрет и манеры детально выписываются автором); контраст как основной приём изображения героя; общая авторская характеристика Чичикова. В заключение следует показать причины, обусловившие формирование характера Чичикова: становление и рост капиталистических отношений и новая общественная мораль эпохи.
Четвёртая тема также предлагает два варианта для работы над сочинением. Обратимся к первой подтеме. Ещё в первых послеоктябрьских произведениях Маяковский стремился охарактеризовать задачи нового искусства. Размышления о поэзии, общественном назначении искусства выливаются в яркие поэтические формулировки и определения в таких стихотворениях, как «Послание пролетарским поэтам», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», в статье «Как делать стихи?».
При обращении к пятой теме вспоминаем слова Пушкина: “Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности”. Действительно, будущее человека зависит от способности помнить о тех, кто жил до него, извлекать уроки из своего прошлого. Искусство оказывает в этом человечеству огромную помощь: воскрешает прошлое, заставляет это прошлое пропустить через свою душу и сердце. Предложим несколько произведений, где звучит тема памяти. Память как спасение от гибели, духовное спасение, память, созидающая души, — в поэме А.Ахматовой «Реквием»; обращение к прошлому, к годам революции, к Гражданской войне в повести Ф.Абрамова «Поездка в прошлое»; память о страшных годах репрессий в поэме А.Твардовского «По праву памяти» и романах А.Рыбакова.