Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

Комплект № 49

1. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ главы VII из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», часть третья, том четвертый.)

2. Как разворачивается трагическая тема в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»?

3. Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

4. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

5. «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

Консультация

Комплект тем по уровню сложности очень “неровный”. Есть темы довольно простые (3–5) и очень сложные (1, 2). По уровню сложности темы можно расположить по убывающей так: 1, 2, 4, 3, 5.

№ 1

Эпизод «Петя Ростов в партизанском отряде» (т. 4, ч. 3, гл. 7) связан множеством причинно-следственных и причинно-временных связей с предыдущими и последующими эпизодами романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Готовясь анализировать этот эпизод, необходимо напомнить ученикам о причинах, по которым юный Петя Ростов оказался в действующей армии. Следует также связать рассматриваемый эпизод с просьбой Пети отпустить его в действующую армию (т. 4, ч. 1, гл. 20), с его восторгом на Красной площади во время пребывания Александра I в Москву (т. 4, ч. 1, гл. 21), с приездом Пети в отряде Денисова. Эпизод связан и с теми фрагментами романа, которые следуют за ним: с «Петиной музыкой» (т. 4, ч. 3, гл. 10), сценой гибели Пети (т. 4, ч. 3, гл. 11).

Эпизод имеет несколько содержательных функций, и прежде всего характерологическую, то есть раскрывающую определённые стороны характера Пети. Он очень похож на свою сестру Наташу, отдающую подводы раненым, на Николая Ростова, на своего отца. Эпизод выполняет и психологическую функцию, так как даёт представление о необыкновенном душевном состоянии Пети — состоянии счастья и восторга.

Эпизод характеризует и других героев, действующих в нём: Василия Денисова, пленного французского барабанщика.

Данный эпизод может рассказать о многом: об отзывчивой душе Пети и вообще о Ростовых, об особенностях русского национального характера, народном характере войны, отношении русских солдат к пленным французам и тому подобное.

№ 2

Развитие трагической темы в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» (1935–1940) обозначено уже в эпиграфе и прозаическом вступлении «Вместо предисловия».

Вкратце развитие трагической темы в поэме-цикле можно охарактеризовать так: на первом плане — личное горе лирической героини, вызванное реальными событиями (арест мужа, сына и поэта О.Э. Мандельштама). Второй план — голос поэта сливается с голосами других российских женщин. В этот момент Ахматова начинает говорить от лица своих “невольных подруг”. Третий план — судьба лирической героини поэмы становится символом этой страшной эпохи. Четвёртый план соотносит горе матери с трагедией “стрелецких жёнок”, крестными муками Христа и горем Богоматери.

Таким образом, от частной трагической судьбы конкретного человека тема расширяется и в пространственном, и во временном отношении, становясь всеобщей и всевременной.

№ 3

О жанровом своеобразии комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно сказать следующее. Это — сатирическая “общественная” (как назвал её Гоголь) комедия, выходящая за рамки классицистической комедии с традиционным “любовным треугольником” и “тремя единствами”. Грибоедов продолжает фонвизинские традиции. Но у Фонвизина социальный конфликт укладывается в любовный сюжет, у Грибоедова же — нет.

Социальный (общественный) конфликт в «Горе от ума» между “веком нынешним” и “веком минувшим” шире любовного (личного).

Основным средством комического эффекта, как и в других комедиях, в комедии Грибоедова являются комические несоответствия. Но, поскольку это комедия сатирическая, то и основные несоответствия обусловлены социально.

№ 4

Говоря об “образе русского труженика-солдата” в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», необходимо остановиться на том, что Василий Тёркин — обобщённый образ всего русского народа. В нём нашёл художественное воплощение русский национальный характер, самые его существенные качества и черты. В Тёркине эти качества проявлены наиболее ярко и отчётливо.

Ключевое понятие в этой теме — труженик-солдат. Война — тяжёлый каждодневный труд. Для того чтобы победить, нужно быть патриотом своей страны, обладать терпением и выносливостью, мастеровитостью и смекалкой, оптимизмом и стойкостью, самоотверженностью и мудростью. Необходимо иметь и чувство юмора, которое спасает в самых безнадёжных ситуациях («Бой в болоте», «Смерть и воин», «Переправа», «Поединок»).

Тему можно считать раскрытой, если ученик сможет показать соединение в образе Василия Тёркина многих качеств труженика и солдата.

№ 5

Тема «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф.М. Достоевский) сложна в первую очередь тем, что выпускникам необходимо расшифровать суть вопроса, заложенного в этой фразе классика. Речь, разумеется, идёт не об обязательности всевозможных страданий и боли для улучшения нравственности людей.

Достоевский лишь проводит прямую связь между широтой сознания (знания себя и мира, способности человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к миру), значительностью личности того или иного человека — и его способностью через собственное страдание и боль чувствовать со-страдание к боли и страданию других людей.

Поскольку эта тема предполагает раскрытие её на примере одного или нескольких произведений русских писателей XX века, в числе прочих можно посоветовать ученикам и следующие: «Гранатовый браслет», «Поединок» А.И. Куприна, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, «Матрёнин двор» А.И. Солженицына, «Печальный детектив» В.П. Астафьева.

С.Л. Штильман

Рейтинг@Mail.ru