Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

Комплект № 47

1.

а) Знакомство Берлиоза и Бездомного с «ино-странцем». (Анализ главы 1 части первой из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Тайники инженера Лисовича. (Анализ эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 3, часть 1.)

в) Результаты швондеровского воспитания Шарикова. (Анализ эпизода «Из дневника доктора Борменталя» по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».)

2. В чем смысл бунта лирического героя поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

3. Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.

4.

а) Любовь в жизни Григория Мелехова. (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Давыдов и Половцев в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».

5. «Настоящее зло… ходит всегда на костылях добродетели…» (М.М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

№ 1

а) Анализ эпизода требует знания произведения в целом, что позволяет выявить во фрагменте темы и мотивы, значимые во всём тексте. Как отражено в главе поведение людей при столкновении с иным миром? (Оцените отличия между Берлиозом и Бездомным.) Какие черты внешности незнакомца (почему он не назван?) окажутся значимыми впоследствии? Какова роль упоминания Эммануила Канта (о каких пяти доказательствах идёт речь)? Подумайте, почему незнакомец разволновался, услышав о торжестве атеизма. Обязательно остановитесь на последней фразе главы.

б) Описав поведение Шарикова, подумайте, почему он легче поддаётся влиянию Швондера, чем уговорам Борменталя и доктора Преображенского. Как образ преддомкома связан с характеристикой времени в повести? В заключение постарайтесь выявить смысл образа “нового человека” Шарикова в общем замысле автора.

№ 2

Тема предполагает объяснение общего художественного замысла поэмы; вспомните её первоначальное название. Можно начать с описания композиции (четыре крика “Долой!”): в каждой части показано общение лирического героя — поэта — с миром. Знаками его становятся поруганная любовь, отсутствие языка для выражения чувств, униженность, насилие и одиночество человека, а также глухота Бога. Торжество боли и несправедливости в мире вызывает протест лирического героя. Общий бунтарский пафос обусловлен его чертами, данными уже во вступлении: сочетание нежности и грубости свидетельствует о ранимой душе и силе переживаний. Поэт стремится взять на себя боль мира, стать певцом и вождём масс.

№ 3

Человек и природа — основная тема в лирике Тютчева. Цель сочинения — показать особенность концепции поэта. Пейзажи получают символически-философский смысл: изображение природы выливается в мысль о ней. Например, в «Осеннем вечере» пейзажная зарисовка нужна лишь для выражения особого состояния природы: момента её “стыдливого страдания”. Остановитесь на стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла...» и «О чём ты воешь, ветр ночной...». Человеческая душа, по мысли поэта, находится “на грани как бы двойного бытия” («О вещая душа моя», «Как океан объемлет шар земной…», «Душа моя, Элизиум теней…»). Как в природе есть день и ночь, так и в человеке есть светлая, “дневная” сторона и тёмная, “ночная”. Вторая позволяет ему понять глубинное родство с мирозданием. Хаос, стихия, бездна, таинственное и незримое, но живо ощущаемое, — важнейшие для художественного мира Тютчева понятия.

№ 4

а) Целесообразно начать с общей характеристики героя и оценки его места в системе персонажей романа: чем этот характер типичен для казачества и в чём его индивидуальность? Как в поступках Григория проявляется его сильная натура, какое место и почему занимает в его судьбе любовь к Аксинье, способность человека к такой любви? Важно авторское отношение к этой связи (сравните с оценкой подобных отношений других героев). Обязательно остановитесь на последней сцене романа. Любовь предстаёт единственной ценностью человеческой жизни, особенно яркой на фоне разрушительных исторических событий.

б) Сравнительная характеристика героев предполагает, как правило, их противопоставление в общем замысле произведения. В романе изображено становление колхоза в Гремячем Логе (во главе этого движения — Давыдов); отражая напряжённость борьбы (знак времени), автор вводит в сюжет Половцева, организующего восстание казаков против советской власти. Обе сюжетные линии даны параллельно: сцены прибытия героев в Гремячий Лог, их общение с людьми, поведение на собраниях и так далее. Как в описаниях героев проявляется авторская оценка человека и происходящих событий?

№ 5

Тема требует размышления, даёт возможность выпускнику продемонстрировать собственное понимание проблемы и индивидуальное видение произведения. Выберите произведение, позволяющее объяснить диалектику добра и зла, сложность их различения в современном мире. Ведущим в сочинении может стать осмысление лицемерия как частого и далеко не безобидного человеческого свойства; здесь можно остановиться на эпизодах из жизни Чичикова («Мёртвые души» Гоголя), Кабановой («Гроза» Островского), Беликова («Человек в футляре» Чехова) Лужина («Преступление и наказание» Достоевского) и других. Иное возможное развитие темы — объяснение неоднозначности мотивов поступков героев: например, сложности теории Раскольникова.

И.В. Мотеюнайте

Рейтинг@Mail.ru