Архив
Комплект № 46 |
1. Стихотворение А.А. Фета «Еще весны душистой нега…» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей…» (В.Н. Майков).
3. Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского. (По пьесам «Гроза» или «Бесприданница».)
Образы купцов-самодуров в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
4. Человек и природа в лирике С.А. Есенина.
5. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
Консультация
№ 1
Возможны различные жанры сочинения: изложение в свободной форме собственных впечатлений или анализ стихотворения. В первом случае уместно сравнение с другими произведениями о приходе весны; важен здесь стиль, он должен соответствовать красоте поэтических текстов. Во втором — собственная оценка основывается на внимательном рассмотрении текста. Назвав тему стихотворения, обратите внимание на его композицию: как развивается описание от строфы к строфе, чем отличаются и как связаны образы в каждой? Что подчёркивает автор в природных явлениях; какое состояние человека передаёт, какие средства для этого использует? (Не забудьте про звуковые, очень важные в поэзии.)
№ 2
“Каждое лицо в «Мёртвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей…” (В.Н. Майков). Мысль В.Н. Майкова о типичности гоголевских образов должна стать ведущей в сочинении. Средства создания образов (в основном сатирические) делают персонажей смешными и не совсем правдоподобными, вместе с тем в них сконцентрированы черты, свойственные многим людям. Пустая мечтательность и прожектёрство Манилова, ограниченность Коробочки, хвастовство Ноздрёва, грубость Собакевича, скупость Плюшкина, целеустремлённость, направленная на достижение корыстных целей, у Чичикова и так далее — всё это не пороки, а всего лишь человеческие недостатки. Персонажи не злодеи, и автор над ними смеётся, приглашая посмеяться читателя. Но собранные вместе, они представляют довольно страшную картину человеческого мира. Это и вызывает у Гоголя грусть о несоответствии изображённых им лиц высокому образу человека, а читатель, узнавая в каждом себя, неизбежно задумывается о человеческой природе.
№ 3
Тему легче раскрыть на примере «Бесприданницы». На протяжении действия пьесы отношение к Ларисе может быть разным, но в финале она вызывает только сочувствие. В пьесе, где сюжет связан с помолвкой и подготовкой свадьбы, показано, как любовь подменяется борьбой самолюбий (именно это чувство движет персонажами), что и создаёт образ “жестокого мира”.
Сочинение об образах купцов-самодуров в пьесе А.Н. Островского «Гроза» предполагает их характеристику (часто сравнительную) и уяснение их места в системе персонажей с целью объяснить общий замысел произведения. Обратите внимание на атмосферу Калинова (его затерянность во времени и пространстве), на почти символический образ замка на воротах домов; вспомните оценку калиновцев в монологах Кулигина. Затем опишите по отдельности образы Кабановой и Дикого, отмечая различия в них. Если первая защищает старые порядки, потому что считает их правильными, то второй — яркий пример самодура в прямом смысле слова. Он груб, неразвит и защищает только собственные денежные интересы. Вспомните размышления Н.А. Добролюбова об этих героях в статье «Луч света в тёмном царстве».
№ 4
В сочинении уместно показать, как поэт осмысливает взаимоотношения человека и природы. Проблемы “природа и цивилизация”, “человек и природа” очень важны в культуре начала ХХ века. Определите позицию Есенина в этом вопросе; помните, что в лирическом произведении выражается прежде всего эмоциональная оценка. Главным стихотворением может стать «Сорокоуст» (ч. 3); не забудьте объяснить значение этого слова. Остановитесь на образе жеребёнка, который становится знаком беззащитности природы перед наступлением цивилизации. Стихи о животных («Корова», «Лисица», «Песнь о собаке») открывают понимание Есениным природного мира как мира жизни вообще, с присущими всему живому универсальными законами. «Собаке Качалова» демонстрирует одиночество поэта в мире людей и близость его природе. Герой Есенина — “человек деревни”, понимающий язык природы и органически существующий в ней, этим и определяется самобытность его таланта и место в русской поэзии.
№ 5
Следуя мысли Пушкина, в сочинении важно указать на космический, всеобщий характер трагедии войны, её несовместимость с жизнеорганизующими началами. Можно взять произведения о любой войне ХХ века, где представлено её осмысление именно в таком масштабе. Например, «Донские рассказы» или «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Прокляты и убиты» К.Д. Воробьёва, «Пастух и пастушка» В.П. Астафьева. Существенны в них описания природных реалий, показывающие, что происходит в окружающем человека мире во время войны. Кроме того, важно остановиться на проблеме “человек на войне”, показывая неприспособленность его натуры к постоянному разрушению и насилию; в этом аспекте интересны повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» и В.В. Быкова «Сотников». Главное в раскрытии темы сочинения — совмещение природного и человеческого планов.