Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2003

Архив

Комплект № 45

1.

а) Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», глава VIII, часть шестая.)

б) Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным. (Анализ эпизода из романа Ф.М. Достоевского «Идиот», глава Х, часть четвертая.)

2. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?

3. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Тема любви в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».

5. «Болезнь любви неизлечима…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

Консультация

№ 1

Рассматривать предстоит всё “скорбное шествие” с того момента, когда Раскольников приходит к Соне то ли за крестом, то ли, по его словам, “на человека посмотреть”. В эпизоде можно выделить несколько фрагментов и, идя “вслед за автором”, прокомментировать в каждом ключевой момент. В первом (разговор с Соней) — то, что, идя признаваться в убийстве, Раскольников не раскаялся и не разочаровался, судя по его словам, в своей теории. Во втором (дорога в контору) — сцену на площади, в которой покаяние совершается героем как бы инстинктивно, вопреки разуму. В третьем — то, о чём в разговоре с Соней Раскольников сказал: чем гаже, тем лучше (поручик Порох с его пошлой претенциозностью и апломбом — ещё одно испытание герою, решившемуся нести свой крест). Далее — известие о гибели Свидригайлова и явное потрясение Раскольникова, никак не прокомментированное автором. Затем уход, “глаза Сони”, возвращение и признание.

Говоря о роли эпизода, можно заметить, что признание без раскаяния — закономерный итог долгой и мучительной внутренней борьбы героя и, возможно, самый важный шаг на пути к очищению и отказу от идеи сверхчеловека.

№ 2

Акцент в проблемном вопросе, вынесенном в заглавие темы, сделан на слове “развивается”, а значит, пишущий сочинение должен проследить, опираясь на ряд стихотворений, как меняется отношение Пушкина к понятию “свобода” и каковы мировоззренческий и художественный аспекты этих изменений. Тема из разряда хрестоматийных, и мы только напомним её традиционную логику. От просветительских идей, социально-политических призывов юношеской оды «Вольность» и послания «К Чаадаеву» (“воспеть Свободу миру”, “свободою горим”, “на обломках самовластья…”, “Свободы просвещённой… прекрасная Заря”) к разочарованию (“К чему стадам дары свободы?”) и углублению темы в стихотворениях периода южной ссылки («Птичка»: “…одному творенью я мог свободу даровать”). Романтические образы, символизирующие свободу, — “орёл молодой”, “свободная стихия” — это шаг к новому пониманию свободы как внутреннего состояния самой личности. “Покой и воля” («Пора, мой друг, пора!..») — новая пушкинская формула свободы, “замены счастью”, уже глубоко философская. “Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум” («Поэту») — о свободе творчества. И наконец, “зависеть от царя, зависеть от народа — не всё ли нам равно” («Из Пиндемонти»). Это итог понимания свободы как права личности на самореализацию.

№ 3

Эта тема, с одной стороны, часть более широкой, проблемной (“мысль семейная”), с другой — это сопоставительная характеристика. Напомним, что традиционная сопоставительная характеристика строится по следующему алгоритму. Выявляется общее (в данном случае сословная принадлежность членов обеих семей). Затем различия (например, где живут, каков образ жизни, мера нравственности и человеческого достоинства, красота внешняя и внутренняя, воспитание детей, поведение членов семьи в критические минуты жизни, в дни испытаний для всей нации). Делается итоговый вывод об авторском отношении к обеим семьям и в целом к роли семьи в жизни общества. Следует обратить внимание на взаимоотношения обеих семей (отец и дочь Болконские, отец и сын Курагины в эпизоде сватовства, взаимоотношения князя Андрея и Анатоля).

№ 4

Нетрадиционное в этой формулировке — слово “раздумья”. Синонимы к нему — размышления, мысли. Можно интерпретировать тему как размышления героев о самих себе и о человеке вообще, и шире: как философские раздумья автора пьесы о людях “дна” и гордом Человеке. Если выдвинуть тезис о том, что в пьесе эти размышления принимают характер полемики, то тема окажется ещё понятней: спор о человеке. Следует обозначить полярные точки зрения: Бубнова (“все люди на земле — лишние”) и Луки (“он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит”, “человек живёт для лучшего”). Важные вопросы пьесы: нужна ли человеку правда, нужна ли человеку вера (позиции Луки и Сатина). Попытайтесь определить авторскую позицию в споре (вера в человека, уважение к человеку). Может быть, стоит отметить, что есть разные трактовки финала пьесы и, следовательно, по-разному может быть истолкован итог авторских раздумий.

№ 5

Пушкинская цитата, вынесенная в заглавие, определяет характер подхода к теме: это не просто тема любви, а любви-страсти, любви-страдания, любви-жертвы. От пушкинской цитаты в какой-то мере можно и оттолкнуться, строя рассуждение, ведь именно его перу принадлежат уникальные образцы любовной лирики, имена его героев символически определяют верность чувству и человеческое благородство.

Земная любовь многолика и неисчерпаема, ведь каждый человек — это целый мир со своей гаммой чувств и страстей. Возможности выбора литературного материала здесь очень широкие. Например, это могут быть эпические произведения малой прозы: «Гранатовый браслет» Куприна или «Солнечный удар», «Грамматика любви», «Чистый понедельник» Бунина. Можно обратиться к поэмам и стихотворениям Маяковского, циклу Блока «Кармен». Прекрасный выбор — большие эпические произведения — романы Булгакова «Мастер и Маргарита», Шолохова «Тихий Дон». Любовь как “солнечный удар”, как средоточие жизни, как подвиг самопожертвования, как жизненное испытание на человечность.

И.В. Щербина

Рейтинг@Mail.ru