Архив
Комплект № 37 |
1.
а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы XVI из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», часть шестая, книга третья.)
б) Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы IX, книги первой из романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)
в) Анализ финала рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
2. Каким предстает мир природы в лирике Б.Л. Пастернака?
3. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)
4. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока
5. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
Консультация
№ 1
Рассматривая этот эпизод, пожалуй, стоит вспомнить одну из главных идей романа: “В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата”. Первые две сцены построены на контрасте: смех женщин над неловкой, с точки зрения казака, посадкой “мужиков”-красноармейцев в седле и выстрел одного из них, Александра, в собаку. Наблюдая, как растёт напряжение по мере развития действия, обратите внимание на различия в поведении главных участников, Григория и Пантелея Прокофьича, объясните его. Не пропустите сцену ужина, прокомментировав все детали, указывающие на нарастание конфликта. Отметьте его кульминацию — сцену ночного скандала и быструю развязку — объяснение поступков Александра Тюрникова. Истолкуйте финал эпизода: рыжебровый красноармеец угощает детей сахаром, а Пантелей Прокофьич посылает вдогонку Наталью — “отдарить доброго человека”. Подводя итог, дайте оценку того, как меняется на протяжении эпизода отношение участников конфликта друг к другу, что их разъединяет и что сближает.
№ 2
Для автора, решившегося произнести “сестра моя жизнь”, природа не может быть ни фоном для изображения переживаний, ни чем-то “равнодушным”, ни “миротворной бездной”. Мало даже сказать, что лирический герой находится в гармонии с природой, речь может идти скорее о некоем взаимопроникновении, потому что они составляют единое целое. “Никого не будет в доме, кроме сумерек”, “галчонком глянет Рождество”, “…в чём-то впрямь из тех материй, из которых хлопья шьют”, “июль с грозой, июльский воздух снял комнаты у нас внаём” — вот лишь малый перечень пастернаковских цитат, на которые можно опереться, раскрывая тему.
Стихотворения, на которых стоит остановиться подробнее, можно выбрать из числа “зимних” пастернаковских шедевров: «Снег идёт», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме», «Иней». Пастернаковская зима — это особая “визитная карточка” поэта, как пушкинская осень или весна у Фета. В первом стихотворении обратите внимание, например, на неожиданный разворот привычной метафоры “снег идёт” (“будто падают не хлопья, а в заплатанном салопе сходит наземь небосвод”), на то, как в падении снега почти физически ощущается движение времени (“жизнь не ждёт”), на взаимопроникновение мотивов природного движения и творческого (“как слова в поэме”). Отметьте “неслыханную простоту” и глубину пастернаковских образов, особую систему музыкальных и композиционных повторов.
№ 3
Тема нетрадиционная для школы, вследствие чего пишущего сочинение не будет тяготить сложившийся хрестоматийный эталон. Возможный путь рассуждения может быть таким. Женские образы в романе, несомненно, играют и самостоятельную роль, но их основное назначение — оттенять фигуру главного героя — Ильи Ильича Обломова. На протяжении романного действия мы видим рядом с героем двух женщин — Ольгу Ильинскую и Агафью Матвеевну Пшеницыну. Отношения с Ольгой начинаются с момента принятия Обломовым под влиянием Штольца решения изменить свою жизнь (“теперь или никогда”). Деятельная натура Ольги и её горячее желание видеть любимого человека другим на какое-то время меняют Обломова, однако он всё-таки покидает Ольгу и впоследствии женится на своей квартирной хозяйке, женщине в отличие от Ольги вполне заурядной, но хозяйственной, добросердечной и скромной. Обе героини отличаются от идеала, созданного воображением Обломова. Они любят Илью Ильича, но одна любовью требовательной, чувство другой близко к обожанию. У того, кто выберет эту тему, есть повод перечитать страницу, где рассказывается о неутешной скорби Агафьи Матвеевны после кончины мужа, и увидеть, как высоко ценит Гончаров душу этой женщины. Несомненно, главные женские персонажи романа — антиподы, но при этом они составляют две существенные грани национального женского характера.
№ 4
Формулировка отличается от традиционной «Образ России в лирике Блока» тем, что предлагает рассмотреть не то, как складывался образ и не в чём его своеобразие, а видение поэтом исторического пути России. Несомненно, это сложно, но мы всё же попробуем упростить. В основу трактовки темы может лечь мысль о любви к Родине поэта, принадлежащего к поколению “детей страшных лет России”, если угодно “странной любви”, об уважении к минувшему и вере в будущее. Исторический аспект рассмотрим на примере цикла «На поле Куликовом», отметим героическое начало, высокую символику, готовность к подвигу. Настоящее — и “нищая Россия”, и “избы серые”, и “разноликие народы”, “скифы”, и “новая Америка”, и “царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма”, и конечно, женственная ипостась образа. Подытожив, скажем так: Россия у Блока многолика и бесконечно любима. В её будущее поэт, несмотря ни на что, верит, хотя предвидит, что оно будет грозным. Процитируйте, например, “И невозможное возможно…”
№ 5
В этом комплекте все предыдущие темы так интересны, что за последнюю, наверное, мало кто возьмётся: настолько она хрестоматийна. Тем, кто всё-таки выберет её, надеемся, понятно, что больше всего “подходят” именно толстовские герои (Пьер, Андрей) на фоне их антиподов. Однако не забывайте, что свободная тема в идеале предполагает построение некоего самостоятельного рассуждения на тему, заданную цитатой (“жить честно”), а к литературному произведению обращайтесь за подтверждением своих соображений.