Архив
Комплект № 34 |
1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» (восприятие, истолкование, оценка).
2. «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней» (К.И. Чуковский).
3. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского. (По романам «Преступление и наказание» или «Идиот».)
Тема «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
4. Мир природы в лирике С.А. Есенина.
5. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)
Консультация
В первой теме предлагается выразить своё отношение к стихотворению Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), дать истолкование и оценку. Отметим у Лермонтова темы самопознания, противоборства земных и небесных сил («Мой демон», «Небо и звёзды», «Когда б в покорности незнанья...», «Ангел», «Мой дом»). Мысли о духовности человека, о его предназначении, о жизни земной и вечной, о тайне мироздания волнуют Лермонтова. Обращение к молитве, как возможности обрести покой и умиротворение, звучит во многих стихотворениях (также «Не обвиняй меня, всесильный...», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). Написанные в разное время, эти стихотворения близки по своему религиозному звучанию. Стихотворение «Молитва» (1839) посвящено Марии Алексеевне Щербатовой, которой Лермонтов был увлечён в последние годы жизни. По свидетельству А.О. Смирновой, “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи”. Так возникло стихотворение, озарённое любовью к Богу, верой в благодатную силу молитвы.
Вторая тема достаточно широка, хотя цитата из Чуковского сама по себе достаточно спорна и прежде всего вызывает желание обсудить её смысл.
Третью тему большинство выпускников, вероятно, станет раскрывать на материале романа «Преступление и наказание». Речь пойдёт о нравственном падении главного героя романа Родиона Раскольникова, совершившего убийство. Чтобы разрешить себе “право на кровь”, Раскольников разрабатывает целую теорию. В центре внимания автора — нравственно-философские искания одержимого “идеей” героя и жизненная проверка его идеологических построений. Опираясь на текст романа, следует раскрыть социальные и философские корни “бунта” Раскольникова, показать, под влиянием каких причин герой приходит к созданию теории, оправдывающей преступление. Но убив, Раскольников переживает мучительный душевный кризис. Как Достоевский объясняет причину нравственных терзаний героя? Именно это становится залогом будущего духовного возрождения героя. В сочинении необходимо показать благотворное влияние Сони Мармеладовой на осознание Раскольниковым порочности его “теории”. Любовь к Соне возвращает его к жизни, разрушает его уверенность в правомерности содеянного злодеяния.
Приступая к сочинению по четвёртой теме, желательно подобрать эпиграф, ярко характеризующий любовь Есенина к родной природе. Если Маяковский был громовой трубой революции, то Есенин — её золотою флейтой. Во вступлении желательно сказать о том, как и где зародилась любовь Есенина к родной земле, о колыбели есенинской прозы: “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб”. Далее следует выбрать стихотворения Есенина и определить, как изображает Есенин природу, ибо почти ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Она не только “колыбель” и поэтическая “школа” Сергея Есенина. Она душа есенинских стихов, без неё они не могут существовать, утрачивая свою неповторимость и очарование. Природа — источник, питающий лирические чувства поэта. Не следует забывать, что природа у Есенина — живая: она дышит, смеётся, говорит, плачет. Отсюда и обилие разнообразных художественных средств изображения: эпитеты, метафоры, олицетворения. Ещё одна особенность есенинской лирики: использование цветовых эпитетов. Для усиления выразительности образа Есенин широко использует цветопись. “Цветовые” эпитеты органично входят в ткань стиха, поскольку несут смысловую нагрузку. Так золотой цвет в стихах Есенина нередко символизирует увядание. Фольклорная школа обогатила есенинское творчество.
Пятую тему предлагается раскрыть на материале одного или нескольких произведений русской литературы XX века. При этом придётся ответить на вопросы: о какой мудрости идёт речь, каким образом человек приобретает эту мудрость? Можно ли назвать мудрым человека на старости лет, имеющего за плечами богатый жизненный опыт? Что стоит за словом мудрость?
Выбор произведений остаётся за пишущим сочинение. Мы можем только порекомендовать некоторых авторов, чьи книги помогут найти свой ключ к раскрытию предложенной темы. Это рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», повесть В.Г.Распутина «Живи и помни», рассказ В.П. Астафьева «Жизнь прожить», рассказ В.М. Шукшина «Письмо». В этих произведениях на разном жизненном материале показывается, что герои, пройдя через большие испытания, связанные со страданием, горем, потерей близких людей, войной, репрессиями, находят в себе силы, чтобы не озлобиться, не замкнуться, а стать человечнее, добрее, милосерднее к другим. А это и есть мудрость (глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт).